Японская пейзажная живопись
Мы рассказывали об особенностях китайской пейзажной живописи, разделили наше повествование о пейзажной живописи Востока на две части, рассказ о китайской и японской пейзажной живописи. Как может показаться с первого взгляда, довольно близкие направления, но имеют свой путь развития и особенности.
Традиции пейзажной живописи Востока уходят вглубь веков, мы с трепетом узнаем о школах, династиях, изучаем работы каждого исторического периода. Материалы, техники исполнения. Горные ландшафты, озера, реки, водопады, деревья. Деревушки, храмы, монастыри. Монохромный и цветной. Пейзажи, выполненные на рисовой или хлопковой бумаге, на шелке. Бесподобная японская гравюра, особенностям и процессу в работе над японской гравюрой мы обязательно посвятим одну из наших статей.
Суми-Э, Укиё-э, Эпоха Эдо, Мэйдзи, Нихонга, Ёга – эпохи, стили, развитие
Повествование было бы не полным, если бы мы не упомянули о творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849) и его знаменитой гравюре «Большая волна в Канагаве» — 1832 г. Первое произведение из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», одно из самых знаменитых и самых популярных произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии. Отпечатки столь популярной гравюры делали до тех пор, пока деревянные пластины, с которых они производились, не начали изнашиваться.
Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»
Укиё-э (Ukiyo-e) — картины «бренного», изменчивого мира. Это особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве. Первоначально слово укиё обозначало одно из буддийских понятий и переводилось как «бренный и быстротекущий мир». В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Слово «э» означает «картина, изображение». Поэтому название искусства «укиё-э» говорит о том, что оно отображает повседневную, современную жизнь периода Токугавы или Эпоха Эдо (1603-1868) Эдо — по древнему наименованию столицы Японии г. Токио.
Удивительные, тонкие, наполненные воздухом гравюры Tsuchiya Koitsu 1870-1949.
Работы Tsuchiya Koitsu
В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция, положившая начало новому периоду в жизни страны, известному под названием Мэйдзи (1868-1912). Социальные изменения, вызванные революционным переворотом, оказали большое влияние на формирование культуры и искусства. в связи с прекращением изоляции Японии, длившейся более двух с половиной столетий. В этот период времени происходит некоторые трансформации в сторону Западного искусства. Но после сравнительно короткого промежутка времени интерес к западному новаторству был утрачен, и художники возвращаются к традициям японского искусства, это плодотворный период мастеров техники – Нихонга. Пытливый творческий подход мастеров к симбиозу Западного и Восточного искусства отображен в картинах направления Ёга.
О направлении живописи Ёга интересная статья на нашем сайте:
Ёга — направление японской живописи
О выдающихся художниках и направлении живописи Нихонга статьи на нашем сайте:
Ватанаби Сэйтэй гений жанра нихонга (Watanabe Seitei)
Юкио Кондо — удивительный художник и потрясающий человек (Yukio Kondo)
Работы Юкио Кондо
Суми-э (Суйбокуга) – техника живописи тушью, имеет глубочайшие исторические корни.
Техника живописи тушью, которую использовали китайские художники, творившие в эпоху танской династии (618 — 907), впервые была представлена японцам в VIII в. Прошло еще несколько столетий, прежде чем монохромная живопись мастеров Китая, живших при сунской (960 — 1279) и юаньской (1279 — 1368) династиях претерпела трансформацию в основное направление японского изобразительного искусства как такового.
Настоящий расцвет Суми-Э произошел в XIV веке в эпоху Муромати. Произведения искусства Суми-Э украшали стены дворцов знатни и военачальников. Самыми яркими представителями суми-э являются Дзёсецу, Тоё Сэссю и Кано Мотонобу. Именно монах Дзёсецу считается отцом стиля суми-э.
Работа Дзёсецу «Ловля сома с помощью тыквы — горлянки»
Пейзажи, выполненные в технике Суми-э наполнены воздухом, тончайшие переливы оттенков туши. Проникновенное созерцание картины от переднего плана к ускользающему, выходящему за грани картины заднему плану. В работе особое значение уделяется композиции, каждый персонаж пейзажа имеет свой облик. Монохромная живопись японского пейзажа завораживает, глубокие оттенки темной туши и многогранные оттенки более светлых тонов туши.
Кисти мастера подвластно все, уникальность техники Суми-э в изысканности владения кистью и множестве приемов. Кисть, бумага, тушь участвуют в создании картины и успех в творческом замысле зависит от каждой из этих трех составляющих. Бумага с памятью и без, тончайшая Васи или более плотная Джунминтан, хлопковая или рисовая. Точка, линия, пятно, работа всей поверхностью кисти или кончиком. Различные способы набора туши на кисть для изображения стеблей и листьев бамбука или тончайших прозрачных лепестков цветка. Работа сухой кистью позволяет отобразить великолепие коры дерева, движение струй водопада, фактуры деревянного строения.
Работа кисти по влажному или сухому листу, многослойная или легкая однослойная живопись. И совершенство работы выполненной мастером на бумаге с памятью, когда бумага обладает свойствами запоминать каждое движение кисти. Несомненно, в технике работы Суми-э очень важно владение кистью. Современные мастера японской живописи прибегают к некоторым техническим приемам, работая с резервами, к ним относятся растворы «Доса» и «волшебный порошок» Ванпо. С помощью этих резервов можно добиться мягкости туманов и передать изящные веточки заснеженных деревьев.
В следующем разделе мы расскажем о разнообразии творческого мира современных японских художников.
И обязательно посвятим одну из статей искусству японской гравюры.
Приглашаем Вас к посвящению в эстетику японской живописи
Автор: Ольга Соболь
Доброго дня! Уважаемая Ольга Соболь, родоначальниками стиля суми-э (суйбокуга) традиционно считаются китайские мастера живописи династии Тан — У Даоцзы и Ван Вэй (а не Дзёсэцу). И даже в Японии картины в стиле суйбокуга создавались задолго до Дзёсэцу. В этом стиле работали Као Нинга, Мокуан Рэйэн, Тэссю Токусай, Гёкуэн Бонпо и др.
Алексей, здравствуйте. Спасибо большое за Ваш ценный комментарий, очень приятно, что Вы читаете наши статьи и благодарю за внесение комментария к статье.Говоря о Дзесэцу, его имя упоминается с расцветом Суйбокуга в эпоху Муромати. В статье не упоминала период Камакура и раннего периода Муромати, период формирования Суйбокуга. Дзенские монахи Бомпо, Ишань Инин, Као Нинга, Мокуан, Минтё. Это был период формирования стилей Суми-е, творчество Мастеров имело характерные особенности этих периодов В данной статье мы постарались изложить краткий очерк периодов становления различных стилей японского искусства, останавливаясь на особенностях живописи японского пейзажа.. Благодарю за дополнение и за чудесную идею создать полноценную статью, посвященную именно Суми-е с самого раннего периода, будет желание совместного творчества, присоединяйтесь. Спасибо!
В предыдущий пост вкралась опечатка 🙁 Као Нинга, а не Као Нига. Очень прошу исправить…
Очепятку исправили 🙂