/, Статьи/Пипа — китайская лютня

Пипа — китайская лютня

Пипа (琵琶) — четырехструнный китайский музыкальный инструмент, относящийся к категории щипковых инструментов. Её иногда называют «китайской лютней“. Пипа — один из самых известных традиционных китайских музыкальных инструментов.

Первые упоминания о ней в литературе относятся к III веку, а первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипы бытовали в Китае уже в конце III века до н. е.

Музыкант Си Лю, живший во времена династии Восточная Хань (25 – 220 гг.), в своей книге «Определение терминов о музыкальных инструментах» дал такое определение названию инструмента: слово «Пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» (琵) означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» (琶) — обратное движение вверх.

История

История пипы
Придворные дамы наслаждаются музыкой пипы. Династия Тан (618-907)

Существует несколько версий происхождения инструмента. И все версии имеют значительные разногласия и противоречия. Так что довольно сложно установить достоверно точное время происхождения пипы.

В одной из самых популярных легенд, связанных с пипой, говорится о принцессе Лю Сицзюнь. Она была отдана в жены варварскому царю, чтобы заключить союз. Дорога предстояла длинная, тогда и была изобретена пипа, чтобы принцесса, сидя верхом на коне, могла играть и успокаивать свои чувства.

Лю Сицзюнь (劉細君, 123-101 до н.э.)  — принцесса времен династии Хань. Ее перу принадлежит стихотворение «Скорбные строки» в котором она выражает тоску по родным местам. Это одно из самых ранних стихотворений, приписываемых женщинам.

Во времена династии Суй (581—618) пипа превратилась в основной инструмент. А во времена династии Тан (618-907) пришелся пик процветания инструмента. Практически все музыкальные пьесы той эпохи исполнялись на этом инструменте. В это время были сделаны многочисленные разработки, такие как совершенствование методики игры, а также расширение репертуара.

Музыка пипы была любима китайским народом на протяжении веков. Во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1645-1911) различные школы пипа с различными стилями процветали на Юге, с центром в Уси, Сучжоу и Шанхае, и на Севере, с центром в Пекине. Развитие пальцевой техники для обеих рук достигло высокого уровня у мастеров каждой школы. Современные техники пипа в основном представляют собой слияние этих различных школ.

Благодаря своим выдающимся музыкальным качествам, а так красивому внешнему виду пипа распространилась и в другие страны, таким образом в Японии появился похожий инструмент бива, во Въетнаме — дантыба, а в Корее — бипа.

Современная пипа стала очень популярной в Центральном и Южном Китае, где появился даже свой музыкальный жанр «наньгуань» (南管).

Строение

Строение пипы
Гу Хунчжун (X в.) «Ночные развлечения Хань Сизая». Фрагмент

Своим строением пипа похожа на лютню, она имеет грушевидный деревянный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с различным количеством ладов.

Изначально пипа имела 4 лада, расположенные на шейке, но позже, во времена династии Мин, были добавлены дополнительные лады на деке и их стало десять. Короткая шейка инструмента вытянулась, также увеличился звуковой диапазон.

В последующие периоды количество ладов постепенно увеличивалось, с 10 до 16 во времена династии Цин, а затем до 19, 24, 29 и в XX веке до 30.

Традиционно струны были шелковые, но во времена Культурной революции стали использовать металлические и звучания пипы стало ярче и сильнее.

Струны крепятся с помощью кольев и струнодержателя. Обычная длина инструмента — около одного метра, ширина — около 35 см.

Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придается специальная форма.

Как звучит пипа

Как звучит пипа
Китайский художник Чэнь Имин

Пипа обладает довольно широким диапазоном — четыре октавы, и имеет полный хроматический звукоряд. Она обладает мелодичным звучанием, недаром пипа входила в придворные оркестры, а также в народные ансамбли. Музыкальные произведения, исполняемые на пипе полны лиризма и индивидуальности. Она может использоваться как самостоятельный и как солирующий инструмент.
Поэт Бай Цзюйи (772-846 гг.) в своем стихе «Песня Пипы», так описывает звучание инструмента:

Толстые струны как крупные капли внезапного дождя,
тонкие как шепот влюбленных.
Грохочут и бормочут, переплетаются звуки
как жемчуг, большой и маленький, падающий на нефритовое блюдо.

Одним из классических произведений для пипы является «Засада со всех сторон». Эта композиция посвящена битве, произошедшей во втором веке до нашей эры между Сян Юй и Лю Бан. и начинается она с барабанного боя, погружая слушателя в напряженную, предбоевую атмосферу.

Война династий Чу и Хань — в битву за владение Китаем вступили генерал Сян Юй (Чу) Ханьский ван Лю Бан. Война закончилась полным поражением и гибелью Сян Юя. Лю Бан после победы объединил Китай и был провозглашен первым императором империи Хань.

Середина произведения отличается плотным и ровным звучанием, символизируя воодушевление солдат. В финале побежденный военачальник сводит счеты с жизнью, и мелодия приобретает минорную окраску.


CCTV Русский. Номер «Засада со всех сторон»

Оставить комментарий