Кисть нужна для того, чтобы сердце забилось…
Надеяться, верить, любить – это то, что делает человека человеком…
Yukio Kondo
Юкио Кондо — удивительный художник и потрясающий человек. Мы познакомились с Юкио Кондо в Москве в 2017 году, когда Кондо Сан приехал со своим уникальным проектом «Искусство для всех» в Россию. Художник рассказал о материалах, технике и возможностях искусства Нихонга, но самое главное – Концепция проекта, наполненная любовью к природе, проблемам окружающей среды, желанием доставить возможность занятия творчеством всем людям без различия, людям с ограниченными физическими возможностями. Во время турне по России, которое длилось 6 месяцев, Юкио Кондо провел широкий ряд Мастер классов, уделял особое внимание детям с ограниченными возможностями.
Творчество художника многогранно, большие монохромные полотна, картины с животными, портреты. Передача состояния природы, знакомство с материалами Нихонга. В творчестве Юкио Кондо раскрывают всю полноту возможностей природных материалов. Пигменты – кристаллы минералов, тончайшая пыль различной потали, бумага со специальным грунтом.
Про художника написано много статей, его работы — волшебный мир мастера. Удивительный проект «Искусство для всех», желание стереть различие между людьми, дарить возможность творчества для людей с ограниченными возможностями, мастер классы для слабовидящих и незрячих.
В своем творчестве Юкио Кондо поднимает самые сокровенные мысли о Добре и Мире, о проблемах Окружающего мира, красота природы и сопереживание о проблемах Экологии.
Кондо Сан говорит:
«Выставка AET FOR ALL является частью проекта, В план проекта входит посещение многих стран, но я решил начать с России, поскольку Россия, как мне кажется, наиболее отвечает задачам проекта. В соответствии с целями я провел много мастер классов. Цель проекта – преодоление всевозможных границ, преодоление различий между людьми с ограниченными возможностями. Одна из тем выставочного проекта – гуманизм. Вторая тема – защита окружающей среды. Мне представляется, что эти задачи очень тесно связаны между собой. Без поддержки человека природа начинает разрушаться»
«Целью проекта является возможность преодолеть преграды, которые разделяют разных людей и дать всем возможность наслаждаться искусством. Под преградами, имеются ввиду границы, которые разделяют Россию и Японию, или различия в религиях, верованиях, культурные отличия, то есть возможность наладить между всеми нами свободный обмен. И одна из главных особенностей этого проекта — дать возможность ознакомиться с искусством, и принять в нем участие людям с ограниченными возможностями. Материалы и инструментарий – традиционные материалы школы Нихонга, но приемы довольно необычные, необычность, как раз, в том и состоит, что они дают возможность принять участие в творческом процессе слабовидящим или незрячим»
«Я нарисовал закат на солнце. Сегодняшний мир глубоко пострадал, многие из людей испытывают тревогу, в мыслях о завтра. Я думаю, что искусство богатого общества — это не только наслаждение, но и роль, которую необходимо выполнить. Сила искусства способна унять боль сердца”
«Искусство для всех» для всех людей, которые смогли вобрать в себя силу конфликтов, насилия и природных разрушений. В ходе выставки мы посетили школы и объекты, а также провели занятия по рисованию в больницах, к нам присоединились дети, которые носят такое медицинское оборудование, такое как дыхательные инструменты и капельницы.
Мама моего пациента говорила со мной в детской онкологической больнице во Владивостоке. Болезнь, лечение проходят тяжело, но дети терпеливы, чтобы жить…»
«…На выставке люди, визуально слепые, способны прикоснуться к своим работам и быть в состоянии почувствовать их, у них есть впечатление о том, что они созидают».
В газете «Родники» опубликовано интервью Анны Горбачевой с Юкио Кондо.
Несколько фрагментов из интервью:
ЮКИО КОНДО: ЭКСПЕДИЦИЯ ЗА ИСТИНОЙ…
— Кондо-сан, многие ваши работы рассказывают о человеческих трагедиях с почти плакатной откровенностью. Сюжеты ваших картин отражают реальные события?
— Во многих случаях это так. Например, картина «Отражение» написана в середине 70-х, когда я еще совсем молодым художником ездил в творческие экспедиции по Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии и Индии. Здесь изображены жители Калькутты, города, который тогда испытывал огромные проблемы. Более миллиона горожан страдали от голода, болезней и различных бедствий. Это была настоящая гуманитарная катастрофа. Они отчаянно нуждались в помощи, при этом система гуманитарной помощи ООН тогда еще не получила такого развития, как сейчас. Каждый человек, став свидетелем страшного бедствия, обязан сделать то, что в его силах. Художник может рассказать об этом людям на языке искусства. Я сделал в Калькутте множество зарисовок, на основе которых написал три большие картины, ставшие моей дипломной работой в университете.
— А почему на картине «Отражение» обозначена двойная дата: 1975-2015?
— Когда в прошлом году я готовился к выставке в Европе, то эта картина, написанная несколько десятилетий назад, вызвала у меня ассоциации с проблемой беженцев в европейских странах. Я внес некоторые изменения в картину и включил ее в экспозицию. Около 60 миллионов человек сейчас терпят лишения и страдания. Можем ли мы, художники, позволять себе ограничиваться созданием изящных картинок для украшения интерьера? Имеем ли мы право не замечать трагедий, которые происходят каждый день в мире, где мы живем? На выставке «Искусство для всех» я поднимаю две главные темы, и одна из них – проблема беженцев. Я очень хочу, чтобы люди задумались о том, как избежать войн и конфликтов.
— А вторая тема Вашей выставки – это природа?
— Да, и речь не только о восхищении красотой окружающего мира, хотя это традиционный для японского искусства взгляд тоже присутствует. Я стремлюсь рассказать о том, как мы влияем на природу, как взаимодействуем с ней. О глобальных изменениях окружающей среды, в том числе – о глобальном потеплении. Все представленные здесь работы отражают нас с вами, подобно зеркалу. Зачастую эти зеркала оказываются расколотыми, отражая реальность, искаженную злом. А иногда сегодняшняя трагедия становится отражением боли и страдания людей, живших много лет назад.
— Нихонга – это традиционная японская живопись, которая в каком-то смысле противопоставляется европейской. Что такое Нихонга в современном понимании?
— Иногда даже самим японцам нелегко понять, чем отличается классическая старинная японская живопись и современное традиционное искусство Нихонга. Современная традиционная живопись Японии берет свое начало из прошлого, проходит сквозь настоящее и устремлено в будущее. Это вектор, который в будущем должен соединиться с вектором развития европейской живописи: этот синтез поможет создать нечто уникальное и великое. Художественное явление, в котором гармонично соединятся наши представления о красоте и гармонии. Для европейца картина – это прекрасное мгновение, которое остановил художник, для японцев очень важно, чтобы произведение искусства существовало в контексте окружающего пространства и времени, оставалось их частью.
— За полгода вы планируете проехать через всю страну, посетить разные города. Чтобы вы больше всего хотели увидеть в России?
— Я хотел бы увидеть маленькую русскую деревню, где совсем мало людей, но они есть, они живут своей особой жизнью. Я уверен, что в будущем появятся проекты, основанные на впечатлениях от поездки в Россию. Эти впечатления станут частью уроков Добра и Мира, которые я даю в японских школах. Я понимаю, что мои работы не смогут остановить войну и сохранить природу, но все вместе мы сможем это сделать…
— Чего бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— To hope. Надеяться – это самое главное. Всегда, как бы трудно ни пришлось в жизни, куда бы вас ни забросила судьба, с каким бы злом ни пришлось столкнуться. Надеяться, верить, любить – это то, что делает человека человеком.
Фрагмент интервью Анны Горбачёвой
В 2017 году Юкио Кондо творчество Юкио Кондо был торжественно принят Почетным Членом Российской Академии Художеств.
А в 2018 году Юкио Кондо получил несколько заслуженных наград на выставках.
— Работа «Завтра» была удостоена награды министра иностранных дел на выставке » Азиатская творческая художественная выставка» которая состоялась в национальном музее искусств.
— А также «Утро» на выставке » International Art Association» которая состоялась в национальном музее искусства в декабре, приз японского отдела живописи.
Несколько фактов из биографии Yukio Kondo
Родился в 1953 году. Творческий путь наполнен интересными событиями,
1975г. — творческая экспедиция на Средний и Ближний Восток
1977г. — закончил Художественный университет г. Тама, специализация Нихонга
1978г.- творческая командировка в Юго-Восточную Азию и Индию. Выставлял работы на 1-ой выставке Нихонга в музее Токио Сентрал
1979г. — закончил аспирантуру университета Искусств Тама
1980г. — стажировка в Нью-Йоркском Университете
1983г. — возвращение в Японию. Помогал мастеру Каяма Матазо в создании потолочной росписи
«Чёрный дракон» храма Минобусанкуонджи
1986г.-2012г. — выставочная деятельность, персональные выставки, участие в различных выставках
2009г. — картины художника включены в ежегодный художественный альманах
«Японская красота Ⅲ. Времена года, осень-зима»
2010г. — публикация сборников «В глубине глаз» и «Эхо природы»,
серия «100 современных художников Японии», Художественное Издательство
2011г. — экспонировал работы на дружественной выставке в посольстве
Японии в Сеуле, Южная Корея
2011г.-2012г. — публикация серии эссе «Воспоминания о льде и снеге»
в газете «Ниигата Ниппо», г.Ниигата
2012г.
— открытие класса Нихонга «Кураори» в галерее «Кураори» г. Ниигата, преподавание теории и практики Нихонга.
— Выставка «Величие природы, пересекающее границы» в Смольном соборе г. Санкт-Петербург, Россия
— Присвоение звания почётного доктора общей философии Российского международного университета фундаментального образования, Оксфордской образовательной системы (Великобритания) и Клифорнийского университета (США).
2013г. — работа художника «Фуджияма и сакура» включена в сборник «Японская красота V.
Фуджияма” полного художественного собрания
2014г. — участие в специальной отборочной выставке Нихонга Международной художественной ассоциации Сешшю.
Почётный гость и участник международной выставки Art Zoo в Государственном музее городской скульптуры, г.Санкт-Петербург.
Персональная выставка “Эхо природы” в художественной галерее “Bolin”, г. СПб Проведение мастер-классов Нихонга в Государственном музее городской скульптуры, г.СПб; в Санкт-Петербургском государственном академическом лицее им.Б.В. Иогансана Российской академии художеств; в Санкт-Петербурской государственной художественной академии имени А.Л.Штиглица; в художественной галерее”Bolin”
2015г. — работа художника «Сияние дикой природы» включена в «Сборник послевоенного японского искусства Ⅲ» полного художественного собрания.
Публикация специального репортажа «Кондо Юкио. О технике и эстетике Нихонга»
во французском художественном журнале «Артистс Магазин»
“Надеяться, верить, любить — это то, что делает человека человеком» — Yukio Kondo
2017г. – Проект «Искусство для всех» в России: Ст Петербург, Москва, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск. В январе 2017 года присвоено звание Почетного Члена Российской академии Художеств
Оставить комментарий