Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи — дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.
В действительности к процессу изготовления бумаги прямое отношение имеет не рис, а рисовая солома, то есть то, что в Китае после сбора урожая имеется в огромном количестве. В состав «рисовой» бумаги входят так же кора тутового и синего сандалового дерева, а также сердцевина китайского бумажного дерева Tetrapanax papyrifera, которое растет в южных провинциях.
Китайское бумажное дерево, или Tetrapanax papyrifera
Рисовая солома
Синий сандал, или Tara Wingceltis
Уникальное мягкий климат и большое количество источников воды в провинции Аньхой на востоке Китая являются двумя из ключевых ингредиентов в ремесле создания бумаги сюаньчжи. Эта бумага обладает уникальной впитываемостью туши, при сложении листа в несколько раз структура бумаги не нарушается. Традиционный процесс изготовления бумаги передается устно из поколения в поколение, и бумага по-прежнему делается исключительно вручную.
Весь процесс состоит из «ста шагов», среди которых есть замачивание, мытье, брожения, отбеливания, варки, сушки на солнце и резки — от начала до конца весь процесс длится более двух лет.
В производстве бумаги сюаньчжи в провинции Аньхой прямо или косвенно занят один из девяти местных жителей и ремесло преподается в местных школах. Эта бумага в буквальном смысле помогает держать корабль ремесленников на плаву.
Процесс изготовления «рисовой бумаги»:
Выдержанные в воде ингредиенты выкладываются на южном склоне холма и выбеливаются с обеих сторон
Выбеленные волокна разделяются вручную на узкие полосы
Волокна подвергаются молотьбе до образования плотной однородной массы
Готовые «блины» также режутся на тонкие полосы
Потом их разминают
Полученный жмых размачивают в воде и тщательно размешивают (пропорции жмыха и воды зависят от типа бумаги, которая получится в итоге). Далее раствор равномерно распределяется на бамбуковой сетке и переносится лист за листом на подставку, которую потом поместят в пресс на отжим.
После отжима бумажные листы пинцетом разъединяют и переносят для сушки на жестяные пластины, которые подогреваются с обратной стороны. Высушенные листы снимают и складывают в пачки, потом обрезают, соблюдая традиционные пропорции длины к ширине
Вся рисовая бумага по толщине делится на несколько типов:
Хлопковая
Чжахуа, супертонкая
Тонкая даньсюань
Цзясюань(плотная)
Чжундай тонкая
Цзясюань двухслойная
Существует также многослойная бумага.
По размеру (по длинной стороне) рисовую бумагу можно разделить на 3 чи (китайский фут, равный 0, 32 м),4 чи, 5 чи, 6 чи, 8 чи, 1 чжан (китайский сажень, равный 3, 33 м) + 2чи, 1 чжан +6чи, 1 чжан +8чи
Бумага в 2 чжана была занесена в 2000 году в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая бумага, сделанная вручную.
По техническим характеристикам бумагу можно разделить на:
- однослойную;
- двухслойную;
- бумагу с сетчатыми водяными знаками;
- бумагу с черепаховыми водяными знаками.
Последние два типа бумаги делятся на:
- «нефритовые страницы» (жёсткая, средней впитываемости)
- «крылья цикады» (супер-тонкая бумага, покрытая квасцами)
- бумага-слюда (средней плотности, покрытая квасцами)
- «лёд и снег» (плотная, белая, для создания эффектов льда)
- варёная бумага (на просвет виден рисунок как у белого мрамора)
- «золотые крапины» различных цветов
- С волокнами (с вкраплением различных волокон)
- Хлопковая
- и ещё как минимум 60 видов
Что изготавливают из рисовой бумаги?
Помимо того, что рисовая бумага служит основой для китайской живописи гохуа, её используют для изготовления альбомов цэ-е, бумагу для печатей (фото), в качестве бланков для писем (с водяными знаками) (ссылка), для вееров (ссылка), для вырезания цзяньчжи, для изготовления воздушных змеев и т.д.
Часто используемые художниками форматы бумаги
- Целый лист 3 чи — 100 см на 55 см;
- Целый лист 4 чи — 138 см на 69 см;
- Половина листа (по длинной стороне) 4 чи — 138 см на 34 см;
- Половина листа (по короткой стороне) 4 чи — 69 см на 68 см;
- Санькай, 1/3 листа 4 чи — 69 см на 46 см;
- Сыкай 4 чи — 69 см на 34 см;
- Целый лист 5 чи — 153 см на 84 см;
- Половина листа (по длинной стороне) 5 чи — 153 см на 42 см;
- Половина листа (по короткой стороне) 5 чи — 84 см на 77 см;
- Целый лист 6 чи — 180 см на 97 см;
- Санькай, 1/3 листа 6 чи — 97 см на 60 см;
- Половина листа 6 чи — 97 см на 90 см;
- Целый лист 8 чи — 248 см на 129 см;
- 1 чжан 2 чи — 367 см на 144 см;
- 1 чжан 6 чи — 503 см на 193 см;
- 1 чжан 8 чи — 600 см на 248 см;
Какую бумагу лучше всего использовать при изображении цветов и птиц?
При изображении цветов и птиц (хуаняо), то есть при работе в жанре хуаняо необходимо использовать бумагу шэнсюань, которая бывает однослойной и двухслойной — дансюань и цзясюань соответственно. Бумага шэнсюань не имеет квасцовой пропитки, соответственно, хорошо вбирает в себя воду. При проникновении туши в бумагу легко получить различные оттенки туши, а также, что очень важно, легко получить такой художественный эффект как водяной ореол вокруг пятен туши. Хорошая бумага шэнсюань изготавливается более тщательно, чем какая-либо другая, и отличается тем, что имеет структуру мягкой хлопковой ткани.
Юлия Наумова
Статьи, готовящиеся к публикации Наумовой Ю.В.: «Кисти для пейзажа»
Оставить комментарий