В древнем Китае считалось, что каждый уважающий себя образованный человек должен уметь обращаться с такими предметами как кисть, бумага, тушь и тушечница. Это были настолько важные атрибуты в жизни образованного общества, что их так и называли «Четыре драгоценности ученого».
В этой статье мы поговорим о первой драгоценности, то есть о кисти. А точнее о технологии изготовления кистей для живописи в Китае.
Процедура производства кистей очень сложная, каждый шаг ответственный и влияет на другой. Каждая маленькая ошибка на любом этапе может сильно повлиять на качество кисти.
Высококачественные кисти для живописи и каллиграфии делаются руками мастеров, и до сих пор никакая машина не сможет заменить работу выполнимую человеком. Поэтому количество и качество производимых кистей сделанными вручную никоим образом нельзя сравнивать с товарами, производимыми промышленными способами.
Этапы производства китайских кистей для живописи и каллиграфии:
Выбор шерсти.
Кисти делают из шерсти животных. На сегодняшний день выбор широк: ласка, коза, лошадь, свинья, лиса, заяц, олень, волк и т.д.
Так же в Японии производят искусственную эластичную шерсть (нейлон), которую добавляют при производстве некоторых кистей.
Чтобы зафиксировать красивую и гладкую форму кисти в основание добавляют растительный материал – джутовую пряжу.
Каждая готовая кисть имеет ряд характеристик и предназначается для различных задач стоящих перед художником. Поэтому и шерсть для кистей подбирают в соответствии с назначением изделия.
Например, мягкие кисти изготавливают из шерсти козы, а более жесткие из шерсти ласки, лошади, свиньи, нейлона. Кроме того учитывается длина, толщина, возраст животного и время года когда делают заготовки шерсти.
Заготовка.
Шерсть и идет с кожей, от которой надо избавиться. Для этого надо сырье замочить в воде для размягчения кожи. Потом надо разделить шерсть на маленькие рулоны и срезать кожу.
Приводим в порядок заготовки.
Теперь эти рулончики приводятся в порядок. С помощью специальной расчески избавляются от пуха. Выравниваются волокна по длине и лишнее у основания обрезается.
Распределение шерсти.
Обычно каждая кисть изготавливается из 2-3 видов шерсти. Но распределить, сколько куда, может только опытный мастер.
Придание формы.
Толщина, длина и форма кончика кисти сильно влияет на ее свойства. Придание формы это, пожалуй, самый ответственный шаг.
Теперь надо, при помощи расчески сделанной из кости, расположить волокна шерсти равномерно, чтобы готовая кисть во время работы не поменяла форму.
После того как шерсть стала причесанной, её скатывают в ладонях сильно сжимая. Если основание не ровное его подрезают.
После того как заготовки уплотнили их смачивают водой и регулируют кончик будущей кисти.
Теперь заготовки высушивают и фиксируют нейлоновой нитью.
Выбор ручки.
Материалов для изготовления ручки много: бамбук, дерево, нефрит, керамика, слоновая кость, рог быка, пластик и т.д. Для дорогих, высококачественных кистей используют материалы наподобие рога быка, а для более бюджетных экземпляров берут бамбук или пластик.
Наклеивание головки.
Это последний шаг. Раньше для того чтобы закрепить головку использовали сосновую смолу, а теперь для этого применяют суперклей.
В завершении кисти очищают от маленьких шерстинок, используя специальных клей из водорослей.
Резьба на ручке.
Чистое украшательство, но куда же без этого. Красиво выполненная резьба добавляет особый шик готовому изделию, делая его престижней и богаче.
Шрифт на ручке бывает: «два ножа», «половина ножа» и «один нож». «Два ножа» — используют горизонтальный нож и вертикальный нож, шрифт называется KAI SHU. «Один нож» — используют горизонтальный нож, шрифт называется XINGSHU, CAOSHU. «Половина ножа» — после резьбы горизонтального ножа обработать вертикальным ножом, шрифт называется XINGSHU, KAI SHU.
Оставить комментарий