//Искусство Японии. Картины уплывающего мира. Манга

Искусство Японии. Картины уплывающего мира. Манга

Японское искусство охватывает широчайший спектр художественных стилей, включая живопись тушью и каллиграфию на шелке и бумаге, картины Укиё-э и гравюры на дереве, керамику, скульптуру, оригами и весьма популярную в последнее время мангу.

Япония была подвержена внезапным вторжениям новых идей, за которыми следовали длительные периоды минимального контакта с внешним миром. Со временем японцы развили в себе способность впитывать, подражать и, наконец, усваивать те элементы чужой культуры, которые дополняли их эстетические предпочтения. Самое раннее сложное искусство в Японии было создано в 7-м и 8-м веках, в тесной связи с буддизмом. В 9 веке, когда японцы начали отворачиваться от Китая и развивать местные формы самовыражения, светское искусство стало приобретать все большее значение. До конца 15 века процветали как религиозные, так и светские искусства. После войны в Онине (1467-1477) Япония вступила в период политических, социальных и экономических потрясений, который длился более века. В государстве, возникшем под руководством Сегуната Токугава, организованная религия играла гораздо менее важную роль в жизни людей, а уцелевшие искусства были преимущественно светскими.

Живопись является предпочтительным художественным выражением в Японии, практикуется как любителями, так и профессионалами. До Нового времени японцы писали кистью, а не пером, и их знакомство с техникой кисти сделало их особенно чувствительными к ценностям и эстетике живописи. С ростом популярной культуры в период Эдо, стиль ксилографии стал основной формой, и его методы были точно настроены для производства красочных отпечатков.

Кацусика Хокусай
Кацусика Хокусай

Укиё-Э – гравюры. Сам термин Укиё-э пришел из буддизма, где этим понятием обозначали изменчивость, мимолетность окружающей действительности. «Укиё-э» в переводе с японского означает «картины плывущего мира». Поначалу данным словом характеризовали как живопись, так и гравюры, изображавшие повседневную жизнь горожан, но с ростом популярности и распространения гравюры направление укиё-э стало ассоциироваться главным образом с этим видом изобразительного искусства.

Хиросигэ Утагава
Хиросигэ Утагава

Художники гравюры Укиё-Э: Утагава Хиросигэ, Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Утагава Куниёси, Китагава Утамаро, Каванабэ Кёсай, Утагава Кунисада, Цукиока Ёситоси, Кэйсай Эйсэн, Тоёхара Кунитика, Огата Гэкко Хасуи Кавасэ.

Утагава Куниёси
Утагава Куниёси

Утагава Куниёси
Утагава Куниёси

Знаковые гравюры Укиё-Э: «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая — один из наиболее тиражируемых образов изобразительного искусства. «Три красавицы наших дней» Китагавы Утамаро — гравюра, сохранившая для вечности лики самых популярных девушек во всем Эдо на момент ее написания — О-Киту, О-Хису и Томимото.

Китагава Утамро
Китагава Утамаро
Утагава Куниеси
Утагава Куниеси
Китагава Утамро
Китагава Утамро

И, конечно же, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» и «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ» Хиросигэ.

«Цветущий сливовый сад»
«Цветущий сливовый сад»
«Внезапный ливень над мостом Охаси»
«Внезапный ливень над мостом Охаси»

Одна из важных культурных традиций Японии – Манга, истории с минимальным набором текста, сопровождаемые красочными и понятными иллюстрациями. Искусство историй в картинках имеет довольно древнюю историю. Первые подобия манги были найдены в гробницах японских правителей. Распространению такого явления способствовала сложная система письма в Японии. Первые истории в картинках о жизни животных были созданы священником Тоба в 12 веке. С тех пор, распространение историй с картинками (комиксов) только усиливалось.

Искусство Японии

Искусство Японии

Само слово «манга» принадлежит известному художнику и графику Хокусай Кацусика. Он придумал его для обозначения своих гравюр, но слово прижилось, и стало относиться ко всем схожим рисункам с историями. Манга, хоть и получила широкое распространение после Второй мировой войны Тэдзука Осаму возвысил искусство манги и сделал его массовым. Именно с его послевоенных работ началось увлечение этими комиксами.
С 1950 года Манга превратилась в крупную отрасль книгоиздательства с колоссальными денежными оборотами.

Мангака – это человек, рисующий мангу. Он же пишет к ней краткий текст. Иногда у такого автора бывает помощник. Реже для создания японского комикса люди объединяются в небольшие группы. Но, в большинстве своем, комиксы в Японии – это одиночное творчество, ведь никто не хочет делиться гонорарами.

На сегодняшний день, в Японии манги выпускают в черно-белом цвете. В них допустимо раскрашивать только обложку и те нарисованные сцены, на которых запланировано сделать особенный акцент. Существует и цветная манга. Большинство манг изначально печатают в популярных журналах. Самые понравившиеся истории переиздают отдельными книгами – танкобонами. Есть объемные манги, которые сразу печатают большими томами, другие же представляют собой короткие рассказы. Журнальные манги делятся на выпуски, как серии в телевизионном сериале, и выпускаются постепенно, чтобы к ним не угасал интерес.

По популярным мангам снимают аниме, а также могут создаваться ранобэ, видеоигры и другие производные. Мангака, рисующий мангу, часто является автором сценария к аниме.

В Японии мангу не воспринимают как какое-то сугубо молодежное развлечение. В стране восходящего солнца мангу читают абсолютно все, будь то дети или пожилые люди. Данный вид творчества считается важной частью японской культуры.

Автор статьи: Ольга Соболь

Искусство Японии

2019-09-16T14:49:40+00:00 15.09.2019|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий