//Чжао Мэнфу — монах-художник из Китая

Чжао Мэнфу — монах-художник из Китая

Знаменитый художник, каллиграф, писатель и политик, Чжао Мэнфу был известен также и по имени «монах, обитающий между снега и сосен» — так его прозвали за его наклонности.

Неизвестный художник. Портрет Чжао Мэнфу. Копия XIX в, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Неизвестный художник. Портрет Чжао Мэнфу. Копия XIX в, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Он родился в г. Усине (совр. г. Хучжоу, пров. Чжэцзян) в семье потомков сунского императора Тайцзу. Даты жизни — 1254 г. до 1322 г

Чжао Мэнфу родился на стыке эпох Сунь и Юань, имел знатное происхождение, ценные социальные знакомства и был высокообразованным человеком. Он стал важной персоной в процессе возникновения новой школы и методики живописи.

Чжао Мэнфу родился у представителей сановитого семейства, имевшего родственные связи с фамилией императора. Чжао Мэнфу дали превосходное образование. Он имел глубокие всесторонние познания о мире. Чжао Мэнфу овладевал искусством живописи, а также являлся отменным каллиграфом.

Принадлежность к ветви императорского семейства привела к тому, что Чжао взяли на государственную службу при монголах. Это привело к критике в его сторону от ханьских чиновников, которые не желали работать на монголов.

Чжао Мэнфу протестовал против грубости, малой содержательности, бездушности академической системы живописи, которую в то время представляла Южносунская Академия художеств. Чжао Мэнфу интересовали пейзажи, портреты, образы камня, цветов, птиц, бамбука. Он пытался пробудить традиционный способ изображения, который развивался во времена династии Тан. Потому Чжао Мэнфу создавал в большом количестве картины, возрождавшие классическую школу.

Художник Чжао Мэнфу научился писать картины в различных техниках. Его живописные работы изображали не только классические ценности, но и свежие веяния в искусстве, он использовал разнообразные символы и методы, объединяя в работе прошлое и настоящее.

Творчество Чжао можно разделить на два основных направления: «сеи» и «гунби».

Стилистика «сеи» воспроизводит свежесть и смелость методики работы, необычность живописной школы. Чаще всего Чжао Мэнфу изображал камни, бамбук, столетние стволы деревьев и писал картины в черных и белых цветах, используя только тушь, а не цветные пигменты.

Чжао Мэнфу. Две сосны и ровная даль. ок. 1310г. Музей Метрополитен, Нью - Йорк
Чжао Мэнфу. Две сосны и ровная даль. ок. 1310г. Музей Метрополитен, Нью — Йорк

Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа. Центральная часть свитка. 28,4х93,2 см.
Осенние краски вокруг гор Цяо и Хуа. Центральная часть свитка. 28,4х93,2 см

Чжао Мэнфу. Поселение у воды. 1302г. Гугун, Тайбэй
Чжао Мэнфу. Поселение у воды. 1302г. Гугун, Тайбэй

Чжао Мэнфу мастерски применял кисть, передвигая ее в необходимых направлениях: то вверх, то вниз, прямо либо под наклоном, порой непредсказуемо изменяя траекторию ее движения. Тушь художника должна была быть черной, чтобы он мог разводить ее до нежно-серых оттенков или же наносить на полотно без капли воды для достижения наиболее черного цвета.

Чжао Мэнфу. Мысленный пейзаж Се Ююя. ок. 1287 года. Музей искусства Принстонского университета.
Чжао Мэнфу. Мысленный пейзаж Се Ююя. ок. 1287 года. Музей искусства Принстонского университета

Четкое понимание искусства каллиграфии позволило Чжао Мэнфу понять, каковы сходства живописи и каллиграфии. Он постоянно применял техники каллиграфии, когда хотел изобразить орхидею, ствол старого дерева, бамбук.

Новаторство Чжао Мэнфу состояло в использовании в живописном искусстве видов каллиграфии, таких как чжуаньшу, цаошу и синшу. У него появились последователи и поклонники — художники, которые подражали ему, копировали и учились на его работах.

Чжао Мэнфу. Купание коней. сер. 1290х, Гугун, Пекин.
Чжао Мэнфу. Купание коней. сер. 1290х, Гугун, Пекин

В направлении «сеи» у Чжао Мэнфу одни из наиболее значимых картин: «Старое дерево, бамбук и камни» (выставлена в музее «Гугун») и «Орхидея, бамбук и камни» (Шанхайский музей).

Что же касается «гунби», то это классическое направление искусства. Для живописных полотен выполненных в подобной манере характерны броские цвета, точно прорисованные линии, повышенная выразительность изображения и верность традициям.

К этой категории картин Чжао Мэнфу принадлежат: «На водопое» (расположена в музее «Гугун»), «Пейзаж в Усине» (хранится в Шанхайском музее) и «Автопортрет» (часть экспозиции Шанхайского музея).

Го Си. Старые деревья и ровная даль. ок. 1080г, Муз. Метрополитен, Нью-Йорк
Го Си. Старые деревья и ровная даль. ок. 1080г, Муз. Метрополитен, Нью-Йорк

2017-09-13T10:03:18+00:00 10.08.2016|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий