//Прошлое и настоящее горы Удан

Прошлое и настоящее горы Удан

Гора Уданшань простирается на 400 км и 72 горных вершины. Для всех даосов она является святынею, согласно преданиям, в этом месте небо находится ближе всего к человеку.

Вершина Тяньчжу («Колонна, подпирающая небо») – самая высокая среди пиков гор Удан, которая похожа на стоящую колонну. Эта вершина словно Сын Неба в окружении других вершин, тянущихся к ней – его поданных. Ее высота составляет 1613 м над уровнем моря. Там, на самом верху, во все времена года плавают облака. В этом месте небо как будто соединяется с вершиной горы.

История гор Уданшань на протяжении многих веков была неразрывно связана с императорскими династиями Китая.

Первые постройки появились здесь еще в эпоху Сун (X-XIII вв). Строительство даосских монастырей и храмов приобрело размах во времена династии Юань (XIII-XIV вв.), но с тех пор мало что дошло до нас в прежнем виде. Архитектурный комплекс в горах Удан был серьезно реконструирован уже в эпоху Мин (XIV-XVII вв) при императоре Юнлэ (Чжу Ди). Это время наивысшего внимания к Уданшань, в эпоху расцвета династии Мин здесь проживало более 50 тысяч даосов.

Следуя даосской концепции, все постройки, возведенные за эти века в горах Удан, органично вписаны в природный ландшафт.

Прошлое и настоящее горы Удан

Главный дух горы Сюань У

Сюань У – нечто среднее между черепахой и змеей, его тело покрыто чешуей.
Из бога-животного Сюань У со временем трансформировался в генерала, охраняющего Север. В последующие сотни лет он сначала стал бессмертным, а позже – властителем водной стихии. На горе Удан он издревле был главным богом, а поскольку Сюань У поклонялось несколько поколений императоров, гора Удан стала местом их частого паломничества и пристального внимания.

Дворец пяти драконов
Дворец Пяти Драконов

Зарождение даосизма в горах Удан. Начальник пограничной заставы Инь Си

По легенде, первым отшельником на горе Удан был Инь Си – знаменитый начальник пограничной заставы, принявший учение даосизма от Лао-цзы.

В горах Уданшань до сих пор сохранилась Древняя божественная дорога («Гоу шэнь лу») – горная тропа, по которой Инь Си шел к вершине Тянчжу в стремлении к уединению. Позднее на пути этой тропы в скале были высечены ступени, которых насчитывается от подножия до вершины около 10 тысяч.

Дворец Чао Тянь
На этой древней божественной дороге недалеко от вершины горы был построен дворец. По легенде дворец является той разграничительной чертой между земным миром и миром бессмертных. Всего несколько шагов вперед и это приводит даоса в мир бессмертия.

Золотой Город
Золотой Город

Удан в эпоху Тан. Дворец Пяти Драконов

Старинная легенда гласит, что в 8-ой год правления императора династии Тан Тай-цзуна (635 год), по всей стране наступила жестокая засуха. Молитва о дожде не помогала, и в качестве последнего средства император обратил свой взор на гору Удан, находящуюся в 1000 км от столицы, обитель божества водной стихии Сюань У. Он отправил в Удан императорского посланника, попросившего дождя у пяти мудрецов из семьи драконов и бога Сюань У. Долгожданный дождь прославил гору Удан. В честь этого Тай-цзун (Ли Шиминь) приказал построить на вершине Пяти драконов Дворец Пяти драконов – первый императорский храм на горе Уданшань, о котором говорится в исторических записях.

Сегодня от центрального здания осталась только стена. За ней стоит заново построенное потомками главное здание, в котором расположена позолоченная медная статуя сидящего Сюань У. Внутри Дворца расположены 5 древних колодцев с чистой и на вкус сладкой водой. Когда черпаешь воду из одного из них, то вода начинает колыхаться во всех остальных колодцах.

ДВОРЕЦ ТАИХЭ
Дворец Таихэ

Удан в эпоху Сун. Храм Пурпурного облака

Важнейший храм на горе Удан – Дворец Цзысяо («Пурпурное облако») – расположен между пиками гор. В отличие от других здешних храмов во Дворце Цзысяо большинство послушников – женщины.

Это второй императорский дворец после Храма Пяти Драконов. Строительство храма началось в период правления императора Хуэй-цзуна династии Сун. При династии Сун этот дворец стал государственным храмом для молитвы о счастье.
Позднее он был разрушен и восстановлен только при династии Мин.

Сегодня, взирая с высоты на дворец Цзысяо, можно заметить абсолютно прямую, пронизывающую его осевую линию. Эта концепция строительства полностью укладывается в существовавшую в эпоху Мин эстетическую идею о центральной оси императорской власти.

Храм окружен горами с трех сторон, на расстоянии параллельно возвышаются пять горных вершин, что в полной мере отражает древний китайский принцип фэншуй. На территории самого храма протекает река и располагается пруд, которые накапливают энергию ци, и не дают ветру его развеять. На территории храма часто проходят занятия тайцзи.

ХРАМ ЦЗЫСЯО
Храм Цзысяо

ХРАМ ЦЗЫСЯО
Храм Цзысяо

Удан в эпоху Юань. Храм Наньян

700 лет тому назад в начальный период династии Юань незначительный правительственный чиновник Чжан Шоучин неожиданно отказался от должности и решил поехать в горы Удан, чтобы жить в уединении. По инициативе этого чиновника на протяжении 27 лет в горах Удан создавался храм Наньян («Южная скала»).

Можно только предположить, каких сил и трудов стоило возведение этого дворца из камня, расположившегося на крутом обрыве. Инициатива Чжан Шоучина была единоличной. Поскольку приказа императора о постройке этого храма не издавалось, Чжан Шоучин мог рассчитывать лишь на помощь немногочисленных единомышленников. Постройка храма затянулась на долгие годы, много времени были потрачено только на сбор пожертвований для возведения каменного дворца.

В итоге в 1313 году строительство небесного храма на земле, расположившегося на отвесной скале, было завершено. После этого во времена династии Юань горы Удан стали специальным местом для молитвы императоров о долголетии.

Наньян
Наньян

Удан в эпоху Мин. Дворец Тайхэ и Золотой город

«Даосская музыкальная пьеса минского императора» – это мелодия которую один император сам сочинил для гор Уданшань. Это единственное музыкальные произведение, которое он написал за всю жизнь. Деликатная и прекрасная мелодия выражает благодарность и поклонение главному духу горы Сюань У. На протяжении многих эпох и династий мало у кого из императоров было такое влечение горам. Согласно историческим исследованиям, это, наверное, единственный случай, когда император сочинил музыку в честь гор.

В тот год, когда музыкальная пьеса была окончена, Минский император Юнлэ (Чжу Ди) постановил сделать ее музыкой императорского дворца династии Мин для поклонения предкам. В тексте молитвы он растроганно написал: «Небо ясно, земля спокойна, божественная истина невыразима. Дайте нам милость – пусть вечным будет мир». Император Юнлэ искренне надеялся, что под наблюдением духа Сюань У божественное сияние озарит все, люди будут жить спокойно, а во всей поднебесной воцарится мир.

Но откуда у императора появилась такая тяга к горам Удан?

Чжу Ди был четвертым сыном первого Минского императора Чжу Юаньчжана, но не имел детей. В 1399 году Чжу Ди исполнилось 40 лет. Он подвергался давлению со стороны императора Тяньвэна – своего племянника. В этот же год Чжу Ди стал олицетворять себя богом Сюань У для борьбы с правящим режимом. Победив в 3-летней борьбе, 17 июня 1402 Чжу Ди вступил на престол. В своем обращении к народу он заявил, что при помощи бога Сюань У уничтожил внутреннее противостояние.

Пик Тяньчжу

Дух севера владеет небесной осью, поэтому его значение очень велико. Чжу Ди перенес столицу на оберегаемый Сюань У севера и воздвиг земной Запретный город, а в знак благодарности Сюань У пообещал построить для него храм в горах Удан.

Строительство дворца Тайхэ на самом высоком пике гор Уданшань – вершине Тяньчжу – началось в 10-м году правления императора Юнлэ (1413 год). Золотой дворец, а вслед за ним окружающий его Золотой город были возведены на высоте 1613 метров над уровнем моря.

Одновременно с этим в Пекине 600 начали строить Запретный город. Два этих места отделяют бесконечные просторы, фактически у них одна архитектурная модель. На севере Запретный город, на юге – даосский храм. С того дня, как началось строительство, между этой большой горой и императорской столицей образовалась тесная связь. Мало кто из императоров так ревностно относился к горам, как в эпоху династии Мин. За 200 с лишним лет ее правления в горах Уданшань было одобрено порядка 400 высочайших указов. При восхождении каждого императора на трон об этом объявлялось одновременно на севере и на юге.

Золотой город впечатляет золотыми крышами и золотыми дворцами. Он словно кольцо света окружил вершину горы. В стенах его на востоке, западе, юге и севере соорудили ворота в соответствии с четырьмя сторонами света, что символизирует небесные чертоги. Особенный рельеф горы Уданшань с множеством высоких пиков и прекрасными пейзажами повсюду вторит наивысшей власти божества и императора.

Кроме того, в эпоху Мин была произведена реконструкция всех прежде построенных на горе сооружений, включая Дворец Цзысяо. Потомки императорского рода построили на горе Удан в общей сложности более 20000 храмовых построек. Это значит, что если, живя там человек будет с рождения ежедневно менять комнату, то ему потребуется 50 лет, чтобы по одному разу переночевать в каждой комнате. Несмотря на такое несметное количество, эти дворцы, расположенные в горах Удан, гармонично сочетают в себе естественное природное начало и начало человеческой культуры.

Пик Тяньчжу
Пик Тяньчжу

Высшая добродетель подобна воде

Главное божество этой гор Удан – Сюань У – дух воды. Вода ассоциируется с высшим пределом тайцзи, знаменитая цитата из «Дао дэ Цзин» гласит: «Высшая добродетель подобна воде».

Еще одна легендарная фигура, связанная с горами Удан – Чжан Саньфэн, следуя по водному пути, основал место для обучения боевому искусству тайцзицюань на берегу озера Тайцзи в горах Уданшань.

Напротив статуи Чжан Саньфэна в дворце Цзысяо на расписанной стене изображена история создания тайзцицюань. Однажды Чжан Саньфэн самосовершенствовался в горах и увидел схватку змеи и птицы. Тогда он понял взаимоотношения между движением и спокойствием, мягким и твердым. Это были первые очертания изящества искусства тайцзицюань. С того момента, как даосский мастер Чжан Саньфэн создал 13 приемов тайцзицюань на Уданьшане, тайцзицюань все время разделяла почести с этой горой.

В 1412 году император династии Мин Чжуди увлекся талантами святого отшельника Чжана и специально построил здесь для святого отшельника дворец. Так как он страстно желал встретиться со святым отшельником в этом месте, он вскоре назвал дворец Юйчжэнь, что означает «Дворец для встречи с пророком». Дворец был обращен фасадом на юг, расположен на ровной местности. Когда дворец процветал, в нем было более 200 залов и келий. К сожалению, в 1935 году огромная лавина разрушала почти половину помещений дворца, сравняв их с землей. Остались лишь историческое здание типа сыхэюань внутри ворот Шаньмэнь и восточных и западных ворот Хуамэнь. Остатки разрушенной части дворца находятся в земле на глубине более метра. Лишь красно-бурые стены дворца по-прежнему гордо возвышаются над окружающей местностью.

Чжан Саньфэну
Чжан Саньфэн

Распорядок дня даосов в горах Уданшань

Абсолютная пустота и высочайшая безмятежность. Согласно Лао-цзы пустота и безмятежность души — это основной путь познания себя и мира. В мире даосов утренний звон колокола пробуждает ото сна или медитации. В сумерках звук барабана призывает к началу медитации. На протяжении всего дня они живут в ритме природы, поддерживая диалог микрокосма тела с природой. Они достигают гармонии инь и ян.

Даосы в горах Удан
Даосы в горах Удан

Утренние часы маоши – между 5 и 7 утра.
Начинать работу с восходом солнца и заканчивать ее на закате. Каждый день с восходом солнца даосы в горах Уданшань читают сутры. В даосской традиции это называют «утренним уроком». Проходят тысячелетия, а начало самосовершенствования остается неизменным.

В даосской религии утренние и вечерние чтения сутр являются обязательными. Все, что касается даосизма, базовые понятия и методы самосовершенствования усваиваются на утренних и вечерних занятиях. Они обязательны настолько, что если раз пропустить, тебя перестают считать даосом.

Даосы считают, что восход солнца порождает мужскую энергию ян. Вместе с тем могут пробудиться и всякие мысли. Если не взять под контроль желание увлечься иными помыслами, то можно потерять главную цель самосовершенствования.

Полдень – часы уши
Энергия ян в самом разгаре. Это время медитировать и регулировать дыхание. Когда энергия ян достигает пика, начинает зарождаться энергия инь. Это момент изменений в природе. Если в это время медитировать и регулировать дыхание, войти в состояние полусна и полубодрствования, можно не только совершенствовать душу и воспитывать характер, но и почувствовать энергию космоса, и даже постигнуть тайны природы.

Сумерки – часы йоуши – с 5 до 7 часов вечера
Это решающее время в природе. Когда энергия ян постепенно убывает и зарождается мягкая энергия инь нужно набожно молиться и просить природу указать путь. Во время вечерних молитв даосы переосмысливают все положительное и отрицательное этого дня, надеются усмирить тело и душу и достигнуть высшего успеха в самосовершенствовании.

Часы хайши – с 9 до 11 часов вечера и часы Цзыши – с 11 часов вечера до 1 часа ночи
Это время слияния инь и ян, когда природа замолкает. Все даосы в горах для засыпания пользуются приемом успокоения тела, замедления дыхания. Достигается отрешение от мира и от себя, слияние человека с природой. В часы цзыши в теле человека активирован канал желчного пузыря. А в часы чоуши, то есть с 1 часа до 3 часов ночи, активирован канал печени. Исследования современной науки доказали, что в часы цзыши и чоуши происходит выведение токсинов из печени и желчного пузыря. Для успешного завершения этого процесса, в это время нужно крепко спать.

Сообразно такому порядку единения человека с природой идет жизнь в горах Уданшань. Отправляясь в лесистую местность этих гор, чувствуешь естественное и свободное взаимодействие природы и человека. Вдали от железобетонных зданий, трудно объяснимые тревога и подавленность будто исчезают чудесным образом.

2018-04-27T20:44:44+00:00 27.04.2018|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий