Лучшим каллиграфом всех времен и народов считается Ван Сичжи, живший в 303-361 в Линьи – городе провинции Шандун. С седьмого века и до сегодняшнего дня его называют «Мудрецом каллиграфии», «Святым каллиграфом» и «Богом каллиграфии».
Детство и юность Вана Сичжи
Ван Сичжи родился в семье перфекта, дядя его служил при императоре. В детстве он не блистал талантами, даже несколько запаздывал в развитии, испытывая некоторые сложности с речью. Каллиграфии он обучался с 12 лет у старшего брата отца, а также мадам Вэй — признанного мастера каллиграфии.
В занятиях он проявлял завидное упорство; занимаясь в течение дня, порой забывал даже поесть. В постоянных размышлениях над написанием того или иного иероглифа он пытался писать даже пальцем на чем придется — на учебниках, одежде и проч., так что нередко его можно было увидеть покрытым с ног до головы черной краской. Существует предание, что пруд, расположенный поблизости с домом Сичжи, тоже стал абсолютно черным — так часто Ван мыл в нем свои кисти.
Становление мастера
Будущий «Святой каллиграф» изучил все известные в то время стили, в том числе старинные. Он учился у природы, наблюдая за гусями и стараясь плечами воспроизводить движения шеи гуся — так были изобретены собственные принципы письма и модернизированы стили синшу, кайшу и цаошу. Эти эксперименты не остались незамеченными его современниками, которые высоко ценили его труды и признали Вана Сичжи уважаемым мастером каллиграфии.
При этом Ван Сичжи служил в императорском дворце и дослужился до чина полководца, что сегодня приравнивается к генеральскому званию, и входил в состав императорского совета. Но, не отличаясь крепким здоровьем, он оставил службу в 355 году. Вторжение северных варваров заставило всю северную элиту переехать в южную провинцию Чжецзян, в город Шансин, расположенный неподалеку от Шанхая. Ван вместе с семьей, которая состояла из жены и семерых детей, занимающихся каллиграфией, также оказались вдали от дома — в Шенчжоу. Лучшим учеником был младший из сыновей мастера — Ван Сяньчжи, впоследствии ставший великим каллиграфом.
Тонкости каллиграфии
Все дети Ван Сичжи в последствии стали известными каллиграфами. По легенде однажды кто-то из сыновей посчитал, что уже достиг высокой степени мастерства, и может сравниться с отцом. Написав копию его произведения, висевшего в их гостиной, он спросил у нескольких человек, способны ли они отличить копию от оригинала. Никто не смог. Тогда, вдохновленный оценкой, он снял отцовскую каллиграфию и на ее место повесил свою. Но отец, войдя в гостиную, сразу заметил подмену и раздраженно спросил, кто посмел развесить собственную мазню в его доме.
Разумеется, копия может быть точной, однако энергетика произведения практически не передается — копировальщик должен обладать собственной мощной энергетикой, чтобы вложить ее, то есть тоже должен быть мастером. Также верно и другое утверждение, в соответствии с которым считается, что по копии невозможно угадать энергетику оригинала. На эту тему существует другая история, когда известный каллиграф и художник Дун Цичан (1555-1636), в течение 20 лет пытался воспроизвести работу «Гуань-ню те» Ван Сижчи по различным копиям, мечтая увидеть оригинал. В 43 года ему представилась такая возможность, после чего Дун Цичжан написал: «Увидев оригинал, ко мне пришло озарение! Я понял, как надо копировать данное произведение, хотя за долгие годы работы с копиями прозрения не наступало».
Предисловие к «Стихотворения, сочинённые в Павильоне орхидей»
Произведение, которое стало эталоном стиля ходового письма (синшу) и называется «Первый свиток Поднебесной», родился как каллиграфический экспромт на весеннем фестивале в Павильоне орхидей, который устроили Ван Сичжи с друзьями.
Двадцать шесть поэтов сочинили тридцать семь стихов. Получился этакий сборник, к которому Ван придумал предисловие, вот оно-то и стало самым выдающимся произведением в его творчестве. Предисловие состоит из трехсот двадцати четырех иероглифов в двадцать восемь столбиков. Одни и те же иероглифы были написаны разными стилями, но замечательно гармонировали.
Творчество мастера в наши дни
До наших дней, к сожалению, не сохранилось ни одного оригинала, принадлежащего кисти Ван Сичжи — время оказалось безжалостно к его творениям. Но копий осталось довольно много. Самыми ценными из них считаются образцы 7-го века, из которых до наших дней дошел лишь двадцать один экземпляр — пять в Японии и один в Соединенных Штатах. Одна из копий, состоящая из сорока одного иероглифа, вписанных в четыре столбика на шелке, была продана на пекинском аукционе за 46,4 млн. американских долларов.
Помимо копий, сделанных вручную, также были выполнены копии на камне, которые можно многократно копировать с целью обучения — т.н. первые печатные станки. Таким образом, последующие поколения получили возможность обучаться по копиям великого учителя каллиграфии.
За 1700 лет наиболее ярым поклонником таланта Вана Сичжи оказался танский правитель Тайцзун, который был и сам неплохим мастером каллиграфического искусства. По его приказу в императорском дворце были собраны все произведения древнего мастера. Его идея писать тексты иероглифами Вана Сичжи прижилась настолько, что сегодня в буддийском центре Няньшане на стенах можно увидеть примеры подобных работ.
Ван Сичжи — приверженец даосского учения
В городах Шенчжоу и Линьи есть дома-музеи прославленного каллиграфа Вана Сичжи, причем в Шенчжоу расположен довольно обширный туристический комплекс, где выставлено множество работ разных каллиграфов. Рядом построен даосский храм, который посещал Ван Сичжи — согласно некоторым сведениям, он был приверженцем даосизма. Его наставления последователей в духе учения свидетельствуют о его дыхательных практиках: «Перед тем, как приступить к написанию, следует сосредоточить дух, очистить сердце и вести кисть посредством мысли» — говорил мастер. Возможно, именно поэтому работы Вана считались шедеврами каллиграфии, ведь кроме филигранной техники его работы отражали энергетику и душу художника.
Оставить комментарий