Китай является страной, которая на протяжении достаточно долгого периода была обособленной от других государств, поэтому ее культура, в том числе и живопись, имела собственный путь развития. Для обозначения традиционной китайской живописи специалисты используют термин Гохуа (中国画), который переводится как «живопись страны», уникальное и самобытное изобразительное искусство.
Стили Гохуа
На сегодняшний день в Гохуа различают несколько стилей:
Стиль Се-и
Термин «Се-и» расшифровывается как «живопись идеи». Его основное отличие заключается в экспрессивности изображения, а также лаконичности. Кроме того, на картинах отсутствует четкая стилизация и прорисовка мелких элементов.
Стиль Гунби
С китайского языка слово «гунби» переводят дословно как «прилежная», «тщательная» кисть. От других стилей он отличается повышенной внимательностью к различным деталям и точным сходством изображения с реальным объектом. На предметах искусства, выполненных в данном стиле, наблюдается красочность и детализация. В связи с этим на рисунок требуется достаточно много времени.
Стиль Могуфа
В наше время этот стиль является наиболее популярным в Гохуа, ведь он отлично сочетает в себе особенности двух стилей: гунби и се-и. В переводе «могуфа» означает буквально «бескостная», «не имеющая костей». Согласно информации, полученной из древних исторических документов, такая техника была разработана Чжан Сэн-юнем, жившем во времена династии Лян (Южные династии).
История стиля Могуфа
Художник Хуан Цюань являлся выходцем из знаменитого в Китае княжества Шу и жил во времена правления Пяти династий и десяти царств. Он уделял много сил развитию техники Могуфа, в которой чаще всего изображали птиц с цветами, деревья, насекомых и травы.
Могуфа начали использовать задолго до появления Се-и или Гунби. К тому же, в нем используются основные особенности этих двух направлений. Ему отдавал предпочтение известный художник Юн Шоупин и другие мастера, жившие в разные времена.
Особенности стиля Могуфа
С помощью изобразительной техники Могуфа удается создавать красивые композиции, которые привлекают внимание цветовыми вкраплениями и необычными переливами оттенков. Применение этого стиля рисования позволяет человеку максимально передать цветовую гамму. Характерной особенностью Могуфа является сочетание скорости выполнения рисунка, точности деталей и спонтанности. Художники не знают точно, через какое время краска высохнет полностью, и какие переходы цвета она даст – такая особенность привносит в каждую картину долю непредсказуемости.
Следует отметить, что большинство деталей изображается простыми пятнами и линиями, что характерно для стиля Се-и, но в то же время не менее активно художники применяют и элементы техники Гунби – например, растяжку тона.
На картинах присутствует небольшое количество контурных линий (прожилки и различные маленькие детали), которые, тем не менее, не служат основой изображения. Также художники нередко отказываются от многослойной растяжки цвета, отдавая предпочтение смешиванию разных оттенков по-мокрому. Благодаря всем этим особенностям работы получаются прозрачными и кажутся невесомыми.
Направления в стиле Могуфа
Опытные художники, которые работают в данном стиле, используют самые разные направления, одни из них взяты из техники Се-и, а другие делают изображения схожими на рисунки в стиле Гунби. Однако у них имеются определенные технические нюансы, в том числе и тщательный выбор специальных материалов:
- Рисовая бумага, листы которой обрабатываются раствором с квасцами;
- Шелк, который обрабатывается специально так же, как и для рисования в стиле Гунби;
- Готовые шелковые формы;
- Золотая бумага;
- «Сикиси» – специальные жесткие формы;
- Перламутровая бумага;
- Готовые формы, изготовленные из бумаги «лен», которая имеет крупные волокна;
- Складные веера;
- Шелковые веера, предназначающиеся для росписи.
В связи с работой с этими материалами китайские мастера отказываются от создания эффекта сильно растекшейся краски или туши. Но они могут использовать для выполнения одной картины несколько техник, что придает оригинальность.
По мнению некоторых специалистов, китайский стиль Могуфа долгое время вдохновлял западных акварелистов, а также родоначальников ботанической живописи. Поэтому его ценят многие профессиональные мастера в разных странах, независимо от менталитета и особенностей культуры.
Оставить комментарий