Не иначе, как национальной гордостью страны восходящего солнца, называют художника Ито Дзякутю, жившего в 1716 – 1800 годах. Появившись на свет в Киото в семье зажиточного купца, владевшего бакалейной лавкой, он мог спокойно сосредоточиться на продолжении и развитии семейного бизнеса. Поначалу всё так и было – своему отцу, достаточно образованному по тем временам человеку, Ито охотно помогал в магазине. Благодаря отцу, он также понял важность дружбы с влиятельными людьми, представлявшими религиозную и культурную элиту Японии. После смерти отца в 1739 году Ито Дзякутю до 1755 года содержал его лавку, пока не принял решение полностью посвятить себя творчеству. Внутренние творческие порывы взяли верх и привели художника к самовыражению в картинах.
Сильное впечатление на Ито Дзякутю произвел дзен-буддизм. Известность не заставила себя долго ждать, один за другим стали поступать заказы на ширмы и картины для храмов. Работы художника хранятся в хорошо известных местах страны восходящего солнца, в частности, в храме Кинкаку-дзи (что в переводе означает «Золотой павильон»), который находится в Киото. В наши дни свыше трёх десятков восхитительных работ на шёлке от японского мастера были представлены на выставке в Вашингтоне.
Основные мотивы его гравюр и работ на шёлке связаны с изображением различных животных, нередко птиц, в особенности петухов, а также цветов, при этом художник придавал нехарактерную для них выразительность. Он много экспериментировал, в том числе с применением других стилистических приемов, опережавших свое время.
Коммерческий успех не вскружил голову Дзякутю, он продолжал вести жизнь творческого человека, интеллектуала (бунджина), поддерживая дружеские отношения со многими известными в то время бунджинами. Эксперименты художника представляли собой плод его личных творческих полётов и влияния со стороны других бунджинов с их разными художественными стилями.
Проявляя глубокую религиозность, он придавал большое значение эстетике буддизма. Изучение буддистских росписей отразилось и в его работах, пропитанных художественной любовью к мировой гармонии. Взятое им имя «Дзякутю» – это цитата из «Дао Дэ Дзин», переводится оно «как пустота».
Великий японский художник жил и творил в эпоху Эдо, которая характеризуется обособленностью страны и отсутствием внешних влияний. Именно поэтому творения Ито Дзякутю, выполненные в разных национальных техниках, отражают японское мировосприятие тех времен. Немало шедевров художника можно найти в хранилищах Императорской Семьи.
Оставить комментарий