Если вести речь о китайской живописи или начинать изыскания по данной тематике Гу Кайчжи станет одним из первых отмеченных имен. Ведь этот художник и деятель искусства считается создателем изобразительного искусства как такового на территории Поднебесной.
Конечно, не следует усваивать этот факт буквально, но не следует и пренебрегать фигурой Гу Кайчжи в истории китайской живописи и искусства в целом. Равно как, например, фигурой Пушкина в истории современного русского литературного языка. Гу Кайчжи также являлся реформатором и сумел переосмыслить предыдущий опыт китайских художников и создать нечто качественно новое на основе данного опыта.
Интересна и личность Кайчжи как таковая, современники считали его немного чудаком, хотя и отмечали безусловный талант и высокий профессионализм. Гу писал не только картины, но и стихи, которые нередко размещал в форме каллиграфической надписи поблизости от собственных картин.
Во многом разносторонность личности и высокие достижения художника обуславливались насыщенной и весьма завидной родословной. Родившийся в южной части Китая Гу Кайчжи принадлежал к богатой семье. Многие родственники являлись крупными чиновниками и поэтому смогли дать своему родственнику великолепное образование.
Переходя к рассказу о некоторых подробностях личности Гу Кайчжи, следует отметить существенную деталь — достоверность. Вообще в китайской истории существуют личности, биографии которых со временем дополнялись некими подробностями и немного гротескными элементами. В частности, если речь идет о таких крупных фигурах как зачинатель или создатель чего-либо нового и существенного, к примеру, китайской живописи.
Рассказы про Гу Кайчжи следует оценивать с определенной долей скептичности, так как такая полумифическая фигура могла со временем снабжаться соответствующими атрибутами. Тем не менее, этот художник не является полностью мифом, но подлинной исторической фигурой. Возможно, и отмеченный ранее Пушкин спустя 10-15 веков обретет новые подробности собственной биографии, в том числе и такими, которые ныне считаются анекдотическими.
Наиболее известной подробностью является трепетное отношение Гу к глазам и изображению глаз, которые, по мнению художника, репрезентовали внутренний мир. Поэтому Кайчжи изображал глаза только в завершении портрета и посвящал им огромное количество времени. Об этом многие знали и, когда художник дорисовывал храм с изображениями святого Вималакирти (оставалось дорисовать только глаза) прихожане принесли огромное количество даров, для того чтобы художник завершил оформление храма в нужный период.
Из картин автора ныне никаких не сохранилось. Зрители могут наблюдать только копии, но и они весьма выразительны и позволяют понять творчество Гу.
В Британском музее имеется копия «Наставлений старшей придворной дамы». Картина состоит из нескольких сцен, которые описывают будни придворных дам. В картине чувствуется детальная проработка каждого элемента и глубокое понимание человеческой натуры.
Гу Кайчжи. «Наставления старшей придворной дамы», деталь
К примеру, на одной из сцен сидит муж со своими женами. Они изображаются с детализированными выражениями лиц, благодаря чему зритель может точно определить не только настроение, но и социальный статус. К слову, тут легко отметить и внимание к глазам и к стремлению передать на картинах внутренний мир каждого человека.
Помимо этого следует отметить «Фею реки Ло». Таково название второй наиболее известной копии картины Гу.
Гу Кайчжи. Свиток «Фея реки Ло», деталь. Копия XII или XIII века. Галерея искусства Фрир, Вашингтон
Гу оставил теоретическое наследие в трех книгах по теории изобразительного искусства. По сути, эти книги представляют собой своеобразный развернутый манифест новой китайской живописи. Там Гу Кайчжи выразил собственные эстетические предпочтения, понимание живописи и призыв к поиску идеальной красоты.
Оставить комментарий