Наши мамы — это наши первые учителя. Они влияют на нас во всех отношениях, формируя нашу личность. Как говорится, «Рука, качающая колыбель, правит миром.»
В китайской истории было много выдающихся деятелей, чьи матери сыграли значительную роль в их восхождении к вершине. Среди таких матерей были мать Мэн-цзы, мать Юэ Фэя, мать Тао Кана и мать Оуян Сю. Они почитаются как четыре великие матери Древнего Китая.
Мать Мэн-цзы
Его часто называли «вторым мудрецом», то есть после самого Конфуция. Живя в период воюющих государств, он провел большую часть своей жизни путешествуя по Китаю, предоставляя советы различным правителям. Беседы с этими правителями легли в основу книги Мэн-цзы, которая впоследствии была канонизирована как конфуцианская классика.
Ключевым его убеждением было то, что все люди изначально хороши, но это качество требует культивирования и правильной среды для процветания. Он также учил, что правители должны оправдывать свое положение у власти, действуя благожелательно по отношению к своим подданным, и в этом смысле они подчинены массам.
Мать Мэн-цзыя, Чжан, родилась в эпоху Чжоу в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н. э.). Будучи вдовой, она усердно занималась воспитанием сына (372-289 гг. до н. э.) и была очень строга с ним. Именно так Мэн-цзы и стал знаменитым философом.
Чжан трижды меняла свое местожительство для Мэн-цзы. Мать и сын раньше жили рядом с кладбищем. Мэн-цзы нравилось подражать плачу людей на похоронах. Чжан это беспокоило и решается на переезд.
Их новый дом находился рядом с рыночной площадью. Мэн-цзы, который был хорош в подражании, начал подражать крикам местным торговцев. Полагая, что окружающая среда плохо влияет на Мэн-цзы, Чжан снова решает сменить место жительства, на этот раз она выбирает дом рядом с императорским храмом предков.
Мэн-цзы начал перенимать придворный этикет у чиновников и Чжан решает, что это хорошее место, чтобы остаться жить.
Однажды, когда Чжан ткала на ткацком станке, из школы вернулся Мэн-цзы. Она спросила у него, как проходит учеба.
Мэн-цзы ответил: «Примерно так же, как обычно».
Чжан немедленно схватила ножницы и разрезала полотно ткани, которое ткала. Оторопев Мэн-цзы спросил ее, почему она это сделала.
— Мэн-цзы
Мать ответила: «пренебрежение своими занятиями сродни разрезанию ткани, которую я только что ткала. Человек учится, чтобы создать себе репутацию и получить знания. Обладая знаниями, он может обрести покой и счастье дома и избежать множества неприятностей, когда он находится вдали от дома. Если ты будешь пренебрегать учебой, то не сможешь получить достойную профессию, и у тебя не будет средств для достойного существования. Это как ткачество для меня. Если я сдамся на полпути, как я смогу прокормить нашу семью?”
Чжан считала, что будь то мужчина или женщина, которые пренебрегают своим совершенствованием, станут изгоями общества, рабами, ворами, грабителями.
Наставления матери изменили Мэн-цзы. Он усердно учился под руководством внука Конфуция, Цзы-сы (子思), и в конце концов стал известным ученым и философом.
Мать Юэ Фэя
Мать Юэ Фэя пишет на его спине завет «Служи верно стране».
С именем Юэ Фэя связано возрождение боевых искусств в Китае. Его могила на берегу озера Сиху в Ханчжоу стала Меккой для туристов.
Госпожа Яо была матерью Юэ Фэя, знаменитого военного генерала, который возглавлял войска, сражавшиеся против чжурчжэней во времена династии Южной Сун (1127-1279).
Она была известна тем, что вытатуировала четыре китайских иероглифа на спине Юэ Фэя—jing zhong bao guo («Служи верно стране») — чтобы напомнить ему о его долге. В последние несколько лет своей жизни она следовала за Юэ Фэем и его войском. Скончалась в Эчжоу в 1136 году.
Вытатуировать завет на спине сына её побудил один случай. Как-то Юэ Фэю на заманчивых условиях предложили возглавить вражескую армию, но Юэ Фэй решительно отверг предложение, сказав: «Я никогда не предам свою страну!”
Узнав об этом мать Юэ Фэя сказала: «я, твоя мать, я знаю, что ты не принял предложение мятежного предателя, и что ты стойко терпишь бедность и тебя не искусить богатством и статусом… Но я боюсь, что после моей смерти найдется кто-нибудь подлый, кто сумеет тебя соблазнить… По этой причине я хочу вытатуировать на твоей спине четыре символа «максимально», «верность», «служить» и «нация».
Женщина написала на его спине четыре иероглифа чернилами, смешанными с уксусом, чтобы цвет никогда не выцветал.
Юэ Фэй в конечном итоге стал известным и уважаемым всеми генералом.
Мать Тао Кана
Тао Кань прославился как очень бережливый правитель и дисциплинированный генерал, образцовый пример для тех, кто родился в небогатой семье, но хочет добиться высот в жизни.
Мать Тао Кана Чжань является символом образцового материнства в Древнем Китае. Она была известна своими хорошими родительскими навыками и бескрайним великодушием. Тао Кан, родился в бедной семье и был единственным ребенком. Его мать трудилась, чтобы вырастить его и дать ему образование.
Однажды к Тао Кану зашел его друг Фан Кюй, который был ученым из Пояны. Он следовал в Лоян, так как получил назначение на должность за заслуги перед родным городом.
Тао Кан не на шутку озаботился тем, что не сможет как подобающе принять важного гостя, поскольку семья была слишком бедна, чтобы позволить себе приличный прием. Мать утешила его и сказала, что найдет выход.
Она отрезала свои длинные, красивые волосы, продала их и на вырученные деньги купила рис. Она также разобрала старый сарай на дрова, чтобы обогреть дом и измельчила соломенную циновку, чтобы накормить лошадь гостя.
Когда Фан Кюй узнал об этом, он воскликнул: “Только такая мать может вырастить такого человека, как Тао Кан!”
Позже, когда Тао Кан стал чиновником, он был скромен и вежлив, и он всегда принимал своих гостей с большим гостеприимством.
Тао Кан назначили чиновником, отвечающим за рыбное хозяйство в Хайянге, провинция Чжэцзян, он часто получал подарки от своих подчиненных. Однажды кто-то подарил ему банку соленой рыбы. Тао Кан велел доставить рыбу матери в свой родной город.
Однако мать вернула подарок обратно с письмом, в котором говорилось: “Теперь ты чиновник и отправка мне чего-то, что не является твоей собственность, не делает меня счастливой. Это беспокоит меня.”
Пристыженный, Тао Кан с этого момента перестал брать подарки на работе и стал неподкупным чиновником.
Тао Кан был ученым и честным человеком. Он был повышен до должности губернатора, позже до военного командующего, а еще позже был назначен герцогом Хуань Чанша.
Его достижения как ученого и чиновника были образцовыми, и заслуга в этом принадлежала его матери.
Мать Оуян Сю
Руководил сунскими реформами 1040-х гг. В 1053 под его руководством была составлена хроника «Исторические записки о пяти династиях», а в 1060 один из важнейших трудов китайской историографии, «Новая история династии Тан». Также был автором крупнейшего палеографического труда эпохи «Собрание древних надписей с пояснениями», в котором привёл и прокомментировал сотни древних надписей на металле и камне.
Оуян Сю был великим ученым. Его мать, Чжэн, была умной и добродетельной женщиной. Его отец занимал высокий пост в местных органах власти, но, когда он умер, а Оуян Сю было всего 4 года, жизнь стала очень тяжелой. Мать воспитывала сына сама.
Когда Оуян Сю было 5 лет, его мать научила его читать и писать. Они были слишком бедны, чтобы позволить себе бумагу и чернила, поэтому Чжэн импровизировала, чтобы научить Оуян Сю грамоте, использовала тростник для письма на песке.
Она с ранних лет приучала его быть хорошим человеком Чжэн часто приводя отца Оуян Сю в качестве примера, чтобы приучить сына быть неподкупным, честным и придерживаться определенных моральных принципов.
“Как чиновник, твой отец часто работал допоздна» — рассказывала она. «Вел дела, не взирая на чины и состояние.
Он уделял пристальное внимание делам простолюдинов, чтобы предотвратить вынесение несправедливых приговоров. Там, где это было возможно, он смягчал приговор. И всегда сожалел, когда смягчить приговор не получалось».
«Твой отец был очень честным человеком и не брал взятки. Он часто жертвовал деньги на благотворительность, хотя зарабатывал не так много, так как не хотел, чтобы его богатство становилось обузой. Таким образом, после своей смерти он не оставил после себя ни дома, ни земли».
Когда Оуян Сю был понижен в должности за поддержку реформы Фань Чжунъяня, его мать не винила его. Вместо этого она утешила его: “Это не позор, что тебя понизили в должности за правое дело. Бедность для нас не является чем-то новым. Я счастлива до тех пор, пока ты не впадаешь в уныние из-за случившегося”.
Среди других добродетельных матерей в китайской истории были Тайцзян, мать Чжоу Гунцзи; Тайрен, мать царя Вэнь Чжоу; Тайси, мать царя Чжоу Вэнь; Янь Чжэнцзай, мать Конфуция; и старая госпожа Шэ, мать Ян Яньчжао.
Они воспитали великих и знаменитых сыновей, которых помнят и знают по сих пор.
Оставить комментарий