«Четыре драгоценности рабочего кабинета» (文房四宝 вэньфан сыбао) — именно так в Китае образно называют непременные атрибуты просвещенного человека: кисть, бумагу, тушь и тушечницу.
Уже в средние века каждого образованного китайца (ученого, философа, поэта, каллиграфа, художника) невозможно было представить без этих четырех драгоценностей.
«Четыре драгоценности рабочего кабинета» (文房四宝 вэньфан сыбао) — именно так в Китае образно называют непременные атрибуты просвещенного человека: кисть, бумагу, тушь и тушечницу. Уже в средние века каждого образованного китайца (ученого, философа, поэта, каллиграфа, художника) невозможно было представить без этих четырех драгоценностей. Следуя древним традициям, клуб «Две империи» использует на своих курсах китайской живописи и мастер-классах те же самые инструменты и материалы, что использовались в средневековом Китае. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с ними.
Кисть (笔 би)
Кисть — главная драгоценность мастера. Кисть для китайской живописи изготавливается из натуральной шерсти животных. Обычно используется шерсть козы, овцы, волка и зайца, но бывают и более редкие кисти — например, из шерсти медведя или хорька. Ручка кисти изготавливается из бамбука, который удерживает собранный в пучок волос кисти. Мягкая и одновременно упругая, традиционная китайская кисть хорошо вбирает тушь и удерживает ее в себе.
Археологическими исследованиями подтверждается, что кисть использовалась в Китае уже в пятом веке до нашей эры — ученым удалось обнаружить древние иероглифы и рисунки, сделанные кистью, на керамике того времени. А в 1950-х годах были обнаружены и сами кисти, довольно примитивные и еще не очень похожие на те, что используются сейчас на наших уроках. Им более шести тысяч лет!
Технология изготовления кистей для живописи и каллиграфии остается неизменный с четвертого века нашей эры. Именно к этому периоду кисть стала основным инструментом китайских мастеров. В трактатах того времени сформулированы «четыре достоинства» кисти:
Острота — тонкий кончик кисти, способный передавать мельчайшие детали;
Ровность — способность кисти поддерживать форму, не разваливаться при использовании, оставаться гладкой;
Округлость — свойство, обеспечивающее свободное движение кисти во всех направлениях;
Прочность — упругость и гибкость, устойчивость к механическим повреждениям.
В клубе «Две империи» мы очень серьезно относимся к используемым кистям, и проверяем их все на соответствия древним четырем достоинствам.
Кисти бывают разного размера — от тончайших, в несколько волосков, до огромных, в десятки сантиметров в диаметре. А еще в Китае до сих пор сохранилась традиция делать кисти из первых состриженных волос младенца, как талисман с пожеланиями того, что повзрослев, он станет просвещенным и культурным человеком.
Бумага (紙 чжи)
Известно, что бумага — одно из величайших изобретений китайской цивилизации. В древнем Китае ее делали из волокон древесины и коры некоторых деревьев. Но с течением времени способы производства бумаги менялись, и в последние несколько сотен лет лучшей бумагой для живописи и каллиграфии считается бумага «сюаньчжи», которая производится вручную из сандаловой коры, рисовой соломы и коры шелковицы. Волокна растений высушиваются, неоднократно вымачиваются, прессуются, отбеливаются, измельчаются, прежде чем попасть в форму.
Бумага сюаньчжи отличается особой белизной, она очень тонкая, устойчива к грибку и прочим вредителям, не желтеет от времени. Кроме того, такая бумага превосходно впитывает тушь, а это главное свойство, обеспечивающее невероятное разнообразие выразительных средств традиционной китайской живописи и каллиграфии.
Клуб «Две империи» импортирует несколько сортов бумаги сюаньчжи — белую, цветную, с тиснением, с золотой крошкой. Но вы можете быть уверены, что вся наша бумага — высочайшего качества и сделана вручную по традиционному методу. Без этой драгоценности успех невозможен!
Тушь (墨 мо) и тушечница (研 янь)
Эти две драгоценности не менее важны, чем кисть и бумага. Традиционная тушь для живописи и каллиграфии- твердая, спресованная в брикеты. Она растирается на каменной тушечнице и разводится водой. Традиционная тушь изготавливается из сосновой сажи. Попав на бумагу, тушь не стирается и не выцветает — результат этого можно увидеть в музеях мира, где шедевры древнекитайских мастеров по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши.
Оттенки туши придает разведение водой в разной пропорции. Растирание и разведение туши — медитативный процесс, в течение которого мастер настраивается на будущее произведение, обдумывает и предчувствует его.
Для занятий в нашем клубе мы используем и рекомендуем нашим ученикам готовую разведенную тушь фабричного производства. Она состоит из тех же компонентов, что и твердая тушь. Тем не менее, многие предпочитают использовать твердую тушь и разводить ее самостоятельно, что можно только приветствовать.
Тушечница — это четвертая драгоценность мастера, и ее важность часто недооценивают. Первые тушечницаы появились в третьем веке нашей эры, с распространением твердой туши. Они вырезаются из камня и украшаются искусным узором или резьбой. Классические китайские тушечницы давно стали предметом коллекционирования. В последние несколько сотен лет их стали делать не только из камня, но и из бронзы, железа, фарфора или керамики. Самыми ценными считаются тушечницы из нефритового камня — считается, что растертая в них тушь никогда не застывает.
Несмотря на то, что тушечницу можно заменить обычным фарфоровым блюдцем, настоящий любитель живописи и каллиграфии никогда так не поступит: ведь каменная тушечница — один из символов традиции, атрибут настоящего мастера и неотъемлемая часть «четырех драгоценностей рабочего кабинета»!
Оставить комментарий