//Вселенная творчества.  Пейзажная живопись  Часть 2

Вселенная творчества.  Пейзажная живопись  Часть 2

Японская пейзажная живопись

Мы рассказывали об особенностях  китайской пейзажной живописи, разделили наше повествование о пейзажной живописи Востока на две части, рассказ о китайской и японской пейзажной живописи. Как может показаться с первого взгляда, довольно близкие направления, но имеют свой путь развития и особенности.

Традиции пейзажной живописи Востока уходят вглубь веков, мы с трепетом узнаем о школах, династиях, изучаем работы каждого исторического периода. Материалы, техники исполнения. Горные ландшафты, озера, реки, водопады, деревья. Деревушки, храмы, монастыри. Монохромный и цветной. Пейзажи, выполненные на рисовой или хлопковой бумаге, на шелке. Бесподобная японская гравюра, особенностям и процессу в работе над японской гравюрой мы обязательно посвятим одну из наших статей.

Суми-Э, Укиё-э, Эпоха Эдо, Мэйдзи, Нихонга, Ёга – эпохи, стили, развитие

Повествование было бы не полным, если бы мы не упомянули о творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849) и его знаменитой гравюре «Большая волна в Канагаве»  — 1832 г. Первое произведение из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», одно из самых знаменитых и самых популярных произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии. Отпечатки столь популярной гравюры делали до тех пор, пока деревянные пластины, с которых они производились, не начали изнашиваться.

Кацусика Хокусай
Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»

Укиё-э  (Ukiyo-e) — картины «бренного», изменчивого мира. Это особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве. Первоначально слово укиё обозначало одно из буддийских понятий и переводилось как «бренный и быстротекущий мир».  В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Слово «э» означает «картина, изображение». Поэтому название искусства «укиё-э» говорит о том, что оно отображает повседневную, современную жизнь периода Токугавы или Эпоха Эдо (1603-1868)  Эдо — по древнему наименованию столицы Японии г. Токио.

Удивительные, тонкие, наполненные воздухом гравюры Tsuchiya Koitsu 1870-1949.

Работы Tsuchiya Koitsu
Работы Tsuchiya Koitsu

В 1868 году в Японии произошла буржуазная револю­ция, положившая начало новому периоду в жизни страны, известному под названием Мэйдзи (1868-1912). Социальные изменения, вызванные революционным переворотом, оказали большое влияние на формирование культуры и искусства. в связи с прекращением изоляции Японии, длившейся более двух с половиной столетий. В этот период времени происходит некоторые трансформации в сторону Западного искусства. Но после сравнительно короткого промежутка времени интерес к западному новаторству был утрачен, и художники возвращаются к традициям японского искусства, это плодотворный период мастеров техники – Нихонга. Пытливый творческий подход мастеров к симбиозу Западного и Восточного искусства отображен в картинах направления Ёга.

О направлении живописи Ёга интересная статья на нашем сайте:

Ёга — направление японской живописи

О выдающихся художниках и направлении живописи Нихонга статьи на нашем сайте: 

Нихонга

Ватанаби Сэйтэй гений жанра нихонга (Watanabe Seitei)

Юкио Кондо — удивительный художник и потрясающий человек (Yukio Kondo)

Кацусика Хокусай
Работы Юкио Кондо

Суми-э (Суйбокуга) – техника живописи тушью,  имеет глубочайшие исторические корни.

Техника живописи тушью, которую использовали китайские художники, творившие в эпоху танской династии (618 — 907), впервые была представлена японцам в VIII в.  Прошло еще несколько столетий, прежде чем монохромная живопись мастеров Китая, живших при сунской (960 — 1279) и юаньской (1279 — 1368) династиях претерпела трансформацию в основное направление японского изобразительного искусства как такового.

Настоящий расцвет Суми-Э произошел в XIV веке в эпоху Муромати. Произведения искусства Суми-Э украшали стены дворцов знатни и военачальников.  Самыми яркими представителями суми-э являются Дзёсецу, Тоё Сэссю и Кано Мотонобу. Именно монах Дзёсецу считается отцом стиля суми-э.

Работа Дзёсецу
Работа Дзёсецу «Ловля сома с помощью тыквы — горлянки»

Пейзажи, выполненные в технике Суми-э наполнены воздухом, тончайшие переливы оттенков туши. Проникновенное созерцание картины от переднего плана к ускользающему, выходящему за грани картины заднему плану. В работе особое значение уделяется композиции, каждый персонаж пейзажа имеет свой облик. Монохромная живопись японского пейзажа завораживает, глубокие оттенки темной туши и многогранные оттенки более светлых тонов туши.

Кисти мастера подвластно всё

Кисти мастера подвластно все, уникальность техники Суми-э в изысканности владения кистью и множестве приемов.  Кисть, бумага, тушь участвуют в создании картины и успех в творческом замысле зависит от каждой из этих трех составляющих. Бумага с памятью и без, тончайшая Васи или более плотная Джунминтан, хлопковая или рисовая. Точка, линия, пятно, работа всей поверхностью кисти или кончиком.  Различные способы набора туши на кисть для изображения стеблей и листьев бамбука или тончайших прозрачных лепестков цветка. Работа сухой кистью позволяет отобразить великолепие коры дерева, движение струй водопада, фактуры деревянного строения.

Работа кисти по влажному и сухому

Работа кисти по влажному или сухому листу, многослойная или легкая однослойная живопись. И совершенство работы выполненной мастером на бумаге с памятью, когда бумага обладает свойствами запоминать каждое движение кисти. Несомненно, в технике работы Суми-э очень важно владение кистью.  Современные мастера японской живописи прибегают к некоторым техническим приемам, работая с резервами, к ним относятся растворы «Доса» и «волшебный порошок» Ванпо. С помощью этих резервов можно добиться мягкости туманов и передать изящные веточки заснеженных деревьев.

о разнообразии творческого мира

В следующем разделе мы расскажем о разнообразии творческого мира современных японских художников.

И обязательно посвятим одну из статей искусству японской гравюры.

Приглашаем Вас к посвящению в   эстетику японской живописи

Автор: Ольга Соболь

2020-02-11T00:09:59+00:00 11.02.2020|Статьи|4 комментария

4 комментария

  1. Алексей 20.02.2020 в 01:35 - Ответить

    Доброго дня! Уважаемая Ольга Соболь, родоначальниками стиля суми-э (суйбокуга) традиционно считаются китайские мастера живописи династии Тан — У Даоцзы и Ван Вэй (а не Дзёсэцу). И даже в Японии картины в стиле суйбокуга создавались задолго до Дзёсэцу. В этом стиле работали Као Нинга, Мокуан Рэйэн, Тэссю Токусай, Гёкуэн Бонпо и др.

  2. Ольга Соболь 20.02.2020 в 20:51 - Ответить

    Алексей, здравствуйте. Спасибо большое за Ваш ценный комментарий, очень приятно, что Вы читаете наши статьи и благодарю за внесение комментария к статье.Говоря о Дзесэцу, его имя упоминается с расцветом Суйбокуга в эпоху Муромати. В статье не упоминала период Камакура и раннего периода Муромати, период формирования Суйбокуга. Дзенские монахи Бомпо, Ишань Инин, Као Нинга, Мокуан, Минтё. Это был период формирования стилей Суми-е, творчество Мастеров имело характерные особенности этих периодов В данной статье мы постарались изложить краткий очерк периодов становления различных стилей японского искусства, останавливаясь на особенностях живописи японского пейзажа.. Благодарю за дополнение и за чудесную идею создать полноценную статью, посвященную именно Суми-е с самого раннего периода, будет желание совместного творчества, присоединяйтесь. Спасибо!

  3. Алексей 20.02.2020 в 21:23 - Ответить

    В предыдущий пост вкралась опечатка 🙁 Као Нинга, а не Као Нига. Очень прошу исправить…

Оставить комментарий