Цитра гуцинь

Цинь или гуцинь — один из древнейших китайских музыкальных инструментов, в полной мере отражающий всю систему китайских философско-эстетических представлений…

Цитра цинь, или гуцинь

古琴

«Среди ста цветов цветы сливы мэй — самые благородные, среди всех инструментов цитра цинь — самый изысканный» — так говорят китайцы о своём древнем струнном инструменте, по достоинству считающимся душой китайской музыки. Цинь в Китае всегда был утешением философов, а игра на нём до сих пор остаётся одним из самых действенных методов самосовершенствования. По сути, игра на цине — одна из глубочайших китайских духовных практик.

История цитры гуцинь насчитывает около 3000 лет. Последнюю тысячу лет внешний вид, конструкция этого удивительного инструмента не менялась, то есть сегодня мы видим тот же цинь, который видели, слышали и на котором играли циньжэнь — «люди циня» — эпох Тан, Сун, Мин и Цин.

Звук циня с древности называют «драгоценностью мудрецов», он в полной мере отражает китайское слышание мира, воплощает китайские философско-эстетические взгляды. Такой звук «шлифовался», выкристализовывался не одно столетие и даже тысячелетие,он обладает высокой степенью культивированности.

Согласно преданию первый цинь изобрёл первопредок Шунь. Известно также, что Шуню принадлежит одна из самых первых китайских музыкальных пьес — «Песня южного ветра» (《南風歌》). Текст этой пьесы сохранился и исполняется сегодня в сопровождении цитры гуцинь.

Инструмент представляет собой две деки, изготавливаемых из китайского дерева тун (桐木), склеенных между собой и покрытых лаком. На деревянный корпус циня натянуты семь шёлковых или нейлоновых струн, которые крепятся на «лапках гуся», расположенных на нижней деке инструмента. Каждая деталь циня имеет своё название, всего таких названий насчитывается около 40. Среди них многие связаны с двумя главными мифическими существами, покровителями Китая — Драконом и Фениксом.

Обучение игре на цитре гуцинь происходит сегодня так же, как и сотни лет назад: традиция передаётся от Учителя ученику, из рук в руки. В этом таинстве передачи традиции решающее значение имеет именно устный метод. Несмотря на то, что музыка цитры гуцинь записывается в своеобразной иероглифической нотации, которую необходимо усвоить ученику, нотация имеет второстепенное значение.

«Воспоминая старых друзей» 忆古人.
Фрагмент концерта-лекции Поэзия и Музыка из цикла Встречи с китайской музыкой, подготовленных Анастасией Новосёловой.
А. Новосёлова — флейта Сяо, С Плакасова — Гуцинь.

Оставить комментарий