Главная : Статьи : Сюаньчжи, или «рисовая бумага»

Сюаньчжи, или «рисовая бумага»

Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи —дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.

Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и китайской живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами.  Китайское же название — сюаньчжи —дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.

В действительности к процессу изготовления бумаги прямое отношение имеет не рис, а рисовая солома, то есть то, что в Китае после сбора урожая имеется в огромном количестве. В состав «рисовой» бумаги входят так же кора тутового и синего сандалового дерева, а также сердцевина китайского бумажного дерева Tetrapanax papyrifera, которое растет в южных провинциях.

Китайское бумажное дерево, или Tetrapanax papyrifera

Синий сандал, или Tara Wingceltis

Рисовая солома

Уникальное мягкий климат и большое количество источников воды в провинции Аньхой на востоке Китая являются двумя из ключевых ингредиентов в ремесле создания бумагисюаньчжи. Эта бумага обладает уникальной впитываемостью туши, при сложении листа в несколько раз структура бумаги не нарушается. Традиционный процесс изготовления бумаги передается устно из поколения в поколение, и бумага по-прежнему делается исключительно вручную. 

Весь процесс состоит из «ста шагов», среди которых есть замачивание, мытье, брожения, отбеливания, варки, сушки на солнце и резки — от начала до конца весь процесс длится более двух лет.

В производстве бумаги сюаньчжи в провинции Аньхой  прямо или косвенно занят один из девяти местных жителей и ремесло преподается в местных школах. Эта бумага в буквальном смысле помогает держать корабль ремесленников на плаву.

Процесс изготовления «рисовой бумаги»:

Выдержанные в воде ингредиенты выкладываются
на южном склоне холма и выбеливаются с обеих сторон
Выбеленные волокна разделяются вручную на узкие полосы
Волокна подвергаются молотьбе до образования плотной однородной массы
Готовые «блины» также режутся на тонкие полосы
Потом их разминают
Полученный жмых размачивают в воде и тщательно размешивают.
Пропорции жмыха и воды зависят от типа бумаги, которая получится в итоге
Далее раствор равномерно распределяется на бамбуковой сетке
и переносится лист за листом на подставку, которую потом поместят в пресс на отжим

После отжима бумажные листы пинцетом разъединяют и переносят для сушки на жестяные пластины,
которые подогреваются с обратной стороны
Высушенные листы снимают и складывают в пачки, потом обрезают, соблюдая традиционные пропорции длины к ширине

Вся рисовая бумага по толщине делится на несколько типов:

Хлопковая 
Чжахуа, супертонкая 
Тонкая даньсюань 
Цзясюань(плотная)
                                                                    Чжундай тонкая 
                                                         Цзясюань двуслойная

Существует также многослойная бумага.

По размеру (по длинной стороне) рисовую бумагу можно разделить на 3 чи (китайский фут, равный 0, 32 м),чи, чи, чи, 8 чи, 1 чжан  (китайский сажень, равный 3, 33 м) + 2чи, 1 чжан +6чи, 1 чжан +8чи

Бумага в 2 чжана была занесена в 2000 году в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая бумага, сделанная вручную.

По техническим характеристикам бумагу можно разделить на:

однослойную;

двухслойную;

бумагу с сетчатыми водяными знаками;

бумагу с черепаховыми водяными знаками.

 

Последние два типа бумаги делятся на:

«нефритовые страницы» (жёсткая, средней впитываемости) 

«крылья цикады» (супер-тонкая бумага, покрытая квасцами) 

бумага-слюда  (средней плотности, покрытая квасцами) 

«лёд и снег» (плотная, белая, для создания эффектов льда) 

варёная бумага (на просвет виден рисунок как у белого мрамора) 

«золотые крапины» различных цветов 

С волокнами (с вкраплением различных волокон)

Хлопковая  

и ещё как минимум 60 видов 

 

Что изготавливают из рисовой бумаги?

Помимо того, что рисовая бумага служит основой для китайской живописи гохуа, её используют для изготовления альбомов цэ-е, бумагу для печатей (фото), в качестве бланков для писем (с водяными знаками) (ссылка), для вееров (ссылка), для вырезанияцзяньчжи, для изготовления воздушных змеев и т.д.

Часто используемые художниками форматы бумаги

  1. Целый лист 3 чи — 100 см на 55 см; 
  2. Целый лист 4 чи — 138 см на 69 см; 
  3. Половина листа (по длинной стороне) 4 чи — 138 см на 34 см; 
  4. Половина листа (по короткой стороне) 4 чи — 69 см на 68 см; 
  5. Санькай, 1/3 листа 4 чи — 69 см на 46 см; 
  6. Сыкай чи — 69 см на 34 см; 
  7. Целый лист 5 чи — 153 см на 84 см; 
  8. Половина листа (по длинной стороне) 5 чи — 153 см на 42 см; 
  9. Половина листа (по короткой стороне) 5 чи — 84 см на 77 см; 
  10.  Целый лист 6 чи — 180 см на 97 см; 
  11.  Санькай, 1/3 листа 6 чи — 97 см на 60 см; 
  12.  Половина листа 6 чи — 97 см на 90 см; 
  13.  Целый лист 8 чи — 248 см на 129 см; 
  14.  чжан 2 чи — 367 см на 144 см; 
  15.  1 чжан 6 чи — 503 см на 193 см; 
  16.  чжан 8 чи — 600 см на 248 см; 

 

Какую бумагу лучше всего использовать при изображении цветов и птиц?

При изображении цветов и птиц (хуаняо), то есть при работе в жанре хуаняонеобходимо использовать бумагу шэнсюань, которая бывает однослойной и двухслойной — дансюань и цзясюань соответственно. Бумага шэнсюань не имеет квасцовой пропитки, соответственно, хорошо вбирает в себя воду. При проникновении туши в бумагу легко получить различные оттенки туши, а также, что очень важно, легко получить такой художественный эффект как водяной ореол вокруг пятен туши. Хорошая бумагашэнсюань изготавливается более тщательно, чем какая-либо другая, и отличается тем, что имеет структуру мягкой хлопковой ткани.

Юлия Наумова

Статьи, готовящиеся к публикации Наумовой Ю.В.: «Кисти для пейзажа»


< к списку статей

телефон и e-mail КЛУБА:

8 903 774-67-01

info@dveimperii.ru

телефон МАГАЗИНА:

Москва: 8 910 471-93-71
РФ: 8 800 707-67-75

Новинки и спецпредложения:

Перейти в магазин →
телефон и e-mail КЛУБА:

8 (903) 774-67-01

info@dveimperii.ru

телефон МАГАЗИНА:

8 (910) 471-93-71