//Сюаньчжи, или «рисовая бумага»

Сюаньчжи, или «рисовая бумага»

Термин «рисовая бумага», применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи — дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.

Термин «рисовая бумага«, применяемый по отношению к бумаге для китайской каллиграфии и китайской живописи, не совсем точен. Название «rice paper» вошло в обиход среди иностранцев, после чего так стали называть всю бумагу, изготавливаемую ручным способом в Китае и за его пределами. Китайское же название — сюаньчжи -дано по местечку Сюань в провинции Аньхой, где эта бумага была впервые изготовлена.

В действительности к процессу изготовления бумаги прямое отношение имеет не рис, а рисовая солома, то есть то, что в Китае после сбора урожая имеется в огромном количестве. В состав «рисовой» бумаги входят так же кора тутового и синего сандалового дерева, а также сердцевина китайского бумажного дерева Tetrapanax papyrifera, которое растет в южных провинциях.

Китайское бумажное дерево, или Tetrapanax papyrifera

Китайское бумажное дерево, или Tetrapanax papyrifera

Рисовая солома

Рисовая солома

Синий сандал, или Tara Wingceltis

Синий сандал, или Tara Wingceltis

Уникальное мягкий климат и большое количество источников воды в провинции Аньхой на востоке Китая являются двумя из ключевых ингредиентов в ремесле создания бумаги сюаньчжи. Эта бумага обладает уникальной впитываемостью туши, при сложении листа в несколько раз структура бумаги не нарушается. Традиционный процесс изготовления бумаги передается устно из поколения в поколение, и бумага по-прежнему делается исключительно вручную.

Весь процесс состоит из «ста шагов», среди которых есть замачивание, мытье, брожения, отбеливания, варки, сушки на солнце и резки — от начала до конца весь процесс длится более двух лет.

В производстве бумаги сюаньчжи в провинции Аньхой прямо или косвенно занят один из девяти местных жителей и ремесло преподается в местных школах. Эта бумага в буквальном смысле помогает держать корабль ремесленников на плаву.

Процесс изготовления «рисовой бумаги»:

Ингредиенты выкладывают на южном склоне холма

Выдержанные в воде ингредиенты выкладываются на южном склоне холма и выбеливаются с обеих сторон

Выбеленные волокна разделяются вручную на узкие полосы

Выбеленные волокна разделяются вручную на узкие полосы

Волокна подвергаются молотьбе до образования плотной однородной массы

 

Готовые  Готовые «блины» также режутся на тонкие полосы

Потом их разминают Потом их разминают

Полученный жмых размачивают в воде и тщательно размешивают (пропорции жмыха и воды зависят от типа бумаги, которая получится в итоге). Далее раствор равномерно распределяется на бамбуковой сетке и переносится лист за листом на подставку, которую потом поместят в пресс на отжим.

После отжима бумажные листы пинцетом разъединяют и переносят для сушки на жестяные пластины, которые подогреваются с обратной стороны. Высушенные листы снимают и складывают в пачки, потом обрезают, соблюдая традиционные пропорции длины к ширине

Вся рисовая бумага по толщине делится на несколько типов:

 

Хлопковая бумага Хлопковая

чжахуа, супертонкая бумага Чжахуа, супертонкая

Тонкая даньсюань бумага Тонкая даньсюань

 

Цзясюань(плотная) бумага Цзясюань(плотная)

Чжундай тонкая Чжундай тонкая

Цзясюань двухслойная бумага Цзясюань двухслойная

 

Существует также многослойная бумага.

По размеру (по длинной стороне) рисовую бумагу можно разделить на 3 чи (китайский фут, равный 0, 32 м),4 чи, 5 чи, 6 чи, 8 чи, 1 чжан (китайский сажень, равный 3, 33 м) + 2чи, 1 чжан +6чи, 1 чжан +8чи

Бумага в 2 чжана была занесена в 2000 году в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая бумага, сделанная вручную.

По техническим характеристикам бумагу можно разделить на:

  • однослойную;
  • двухслойную;
  • бумагу с сетчатыми водяными знаками;
  • бумагу с черепаховыми водяными знаками.

Последние два типа бумаги делятся на:

  • «нефритовые страницы» (жёсткая, средней впитываемости)
  • «крылья цикады» (супер-тонкая бумага, покрытая квасцами)
  • бумага-слюда (средней плотности, покрытая квасцами)
  • «лёд и снег» (плотная, белая, для создания эффектов льда)
  • варёная бумага (на просвет виден рисунок как у белого мрамора)
  • «золотые крапины» различных цветов
  • С волокнами (с вкраплением различных волокон)
  • Хлопковая
  • и ещё как минимум 60 видов

Что изготавливают из рисовой бумаги?

Помимо того, что рисовая бумага служит основой для китайской живописи гохуа, её используют для изготовления альбомов цэ-е, бумагу для печатей (фото), в качестве бланков для писем (с водяными знаками) (ссылка), для вееров (ссылка), для вырезания цзяньчжи, для изготовления воздушных змеев и т.д.

Часто используемые художниками форматы бумаги

  1. Целый лист 3 чи — 100 см на 55 см;
  2. Целый лист 4 чи — 138 см на 69 см;
  3. Половина листа (по длинной стороне) 4 чи — 138 см на 34 см;
  4. Половина листа (по короткой стороне) 4 чи — 69 см на 68 см;
  5. Санькай, 1/3 листа 4 чи — 69 см на 46 см;
  6. Сыкай 4 чи — 69 см на 34 см;
  7. Целый лист 5 чи — 153 см на 84 см;
  8. Половина листа (по длинной стороне) 5 чи — 153 см на 42 см;
  9. Половина листа (по короткой стороне) 5 чи — 84 см на 77 см;
  10. Целый лист 6 чи — 180 см на 97 см;
  11. Санькай, 1/3 листа 6 чи — 97 см на 60 см;
  12. Половина листа 6 чи — 97 см на 90 см;
  13. Целый лист 8 чи — 248 см на 129 см;
  14. 1 чжан 2 чи — 367 см на 144 см;
  15. 1 чжан 6 чи — 503 см на 193 см;
  16. 1 чжан 8 чи — 600 см на 248 см;

Какую бумагу лучше всего использовать при изображении цветов и птиц?

При изображении цветов и птиц (хуаняо), то есть при работе в жанре хуаняо необходимо использовать бумагу шэнсюань, которая бывает однослойной и двухслойной — дансюань и цзясюань соответственно. Бумага шэнсюань не имеет квасцовой пропитки, соответственно, хорошо вбирает в себя воду. При проникновении туши в бумагу легко получить различные оттенки туши, а также, что очень важно, легко получить такой художественный эффект как водяной ореол вокруг пятен туши. Хорошая бумага шэнсюань изготавливается более тщательно, чем какая-либо другая, и отличается тем, что имеет структуру мягкой хлопковой ткани.

Юлия Наумова

Статьи, готовящиеся к публикации Наумовой Ю.В.: «Кисти для пейзажа»

2017-09-15T17:46:03+00:00 01.03.2016|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий