/, Статьи/Сяо: китайская бамбуковая флейта

Сяо: китайская бамбуковая флейта

Флейта сяо в китайской культуре считается самой благородной среди бамбуковых флейт. Её голос разливается подобно водам. Флейта обладает мягким, приглушённым тембром. Через дыхательную практику игра на флейте связана с системой цигун работы с жизненной энергией ци. Игра на китайских флейтах позволяет выработать правильное дыхание, что способствует правильной циркуляции энергии в организме.

В древнекитайском трактате «Юэ-цзи» («Записки о музыке») так сказано о звучании бамбуковых флейт:

Голос бамбуковых инструментов разливается, подобно воде; благодаря этому, можно собрать людей вместе. Когда благородный человек слушает голос юя и шэна, сяо и гуань, он вспоминает чиновников, собирающих и щадящих народ.

Изготовление флейты сяо представляет собой трудоёмкий процесс, результат которого довольно часто может и не завершиться успехом. Дело в том, что только после того, как отверстия в просушенной несколько лет трубке фиолетового бамбука уже вырезаны, можно определить, хорошо ли строит инструмент и надлежащего ли качества его тембр. Рассчитать в точности заранее, чтобы избежать брака, не даёт возможности сам материал, поскольку каждая бамбуковая трубка — одревесневшая травинка — индивидуальна.

Единственным гарантом в таком случае могло бы стать изготовление сяо не из бамбука, а из другого материала — и такие инструменты (деревянные, например) существуют. Однако изготовление сяо из дерева носит факультативный характер: для китайцев очевидна неповторимость и самоценность тембра бамбука. Ради специфики бамбукового звучания мастера-изготовители готовы мириться с большим процентом брака.

Флейта сяо

Итак, при изготовлении сяо в высушенной полой трубке фиолетового бамбука, или листоколосника чёрного (Phyllostachys nigra Munro), или цзычжу (紫竹zǐzhú) вручную проделываются 10 или 12 отверстий. Четыре отверстия, расположенных в нижней части, вырезаются для точности строя и не используются при игре. Одно заднее и пять или семь передних отверстий закрываются пальцами. Одно отверстие для вдувания воздуха представляет собой — угловое, вырезанное между узлом и стеблем бамбуковой трубки.

Наиболее распространены сяо двух строёв: F и G, что приблизительно соответствует «фа» и «соль». Имеется в виду тон, получаемый путём закрытия при вдувании воздуха двух (трёх) верхних отверстий. Почему «пять или семь», «двух (трёх)»? Традиционно каждая сяо имела только пять передних отверстий — с точки зрения ладовой концепции китайской музыки этого достаточно. Ещё два соответствуют, условно говоря, полутонам, они добавлены в последнее время, под влиянием знакомства с европейской традицией. По большому счёту, необходимости в добавлении двух дополнительных отверстий нет — инструмент позволяет извлекать разнообразные тоны за счёт комбинаций закрытых и открытых отверстий, а также закрытия части отверстия.

В технике игры на сяо выделяют четыре составляющих части: технику дыхания, положение амбушюра, технику пальцев и технику языка. Речь идёт о характерных приёмах игры на сяо, производимых с помощью дыхания (диафрагмы и потока воздуха), пальцев и языка. Положение амбушюра включается в этот ряд как непременное условие для выполнения всего остального.

Флейта сяо

Флейта сяо может звучать как сольно, так и в дуэте с цитрой гуцинь, важнейшим инструментом китайской музыкальной культуры. Исполнитель на флейте сяо, играющий в дуэте с цитрой гуцинь, должен знать репертуар цитры.

В клубе восточной культуры «Две империи» вы можете приобрести уникальный CD-диск китайской классической музыки «Вспоминая старых друзей» (《憶故人》). Эта запись цитры гуцинь и флейты сяо сделана в студии Тяньцзиньского радио и телевидения (КНР) выдающимися музыкантами, профессорами Тяньцзиньской консерватории г-жой Ли Фэнъюнь (гуцинь) и г-ном Ван Цзяньсинем (сяо). Два этих музыканта представляют дуэт сяо и циня в его традиционном и эталонном виде, характеризующимся отточенностью каждого извлекаемого звука и его соответствия эстетическим канонам китайской классической музыки.

«Воспоминая старых друзей» 忆古人.
Фрагмент концерта-лекции Поэзия и Музыка из цикла Встречи с китайской музыкой, подготовленных Анастасией Новосёловой.
А. Новосёлова — флейта Сяо, С Плакасова — Гуцинь.

Оставить комментарий