//Производство бумаги

Производство бумаги

Бумага была придумана в Китае в 105 году н. э. Известно имя ее изобретателя – сановник династии Хань Цай Лунь вдохновлялся гнездами ос. Внимательно изучив материал, создаваемый осами, он обнаружил в составе омертвелую древесину и растительные волокна, скрепленные с помощью клейкой осиной слюны. Путем измельчения разной ветоши в воде, процеживании массы через бамбуковое сито и просушке осевшей взвеси на солнце, Цай Лунь получил первый лист того, что сегодня принято называть классической бумагой.

Лай Цунь
Цай Лунь

До сих пор производство знаменитой на весь мир бумаги сюань, которую в быту чаще называют «рисовой», в Китае не сильно отличается от процесса, которому следовал Цай Лунь. Каков же рецепт настоящей китайской бумаги и что за рис используется в ее производстве?

  1. Первым делом нужно собрать все ингредиенты для создания целлюлозы. Цай Лунь в свое время использовал бракованные коконы шелкопряда, пеньку, древесную золу и обрывки ткани. В настоящее время используются кора дерева птероцелтис и солома. Как же рис, спросите вы? Выше озвученная солома – не иначе как рисовая: активное выращивание риса в Китае обеспечивает нужды не только продовольствия, но и бумажного производства. Рисовые зерна идут в пищу, вершки и корешки – на производство бумаги.

    Сырьё

  2. Собранные кору и солому сначала замачивают, проваривают и кипятят, а потом выкладывают на солнечные склоны. Далее природа еще в течение полугода работает над сырьем – поливает дождями и просушивает на солнце, что также несет отбеливающий эффект. Площади подобных склонов, сплошь укрытых коврами целлюлозной заготовки, в провинции Аньхой (на родине бумаги сюань) впечатляют размерами.

  3. Наконец подходит время тщательной отбивки с помощью молотов, нарезки ножами, измельчения и перетирания всего сырья в порошок. А при смешении с водой – в пасту. Эту пасту далее проминают, причем на данном этапе пользуются исключительно ступнями ног, не доверяя никаким бездушным инструментам.
    Отбивка
    Отбивка
    Проминание

  4. Теперь пасту собирают в полотняный мешок и промывают в большом бассейне с водой. В конце концов, отмытую целлюлозу разводят в воде в квадратной ванне. Далее наступает время командной работы.
    Промывка в мешке
    Промывка в мешке

  5. Двое мастеров берут деревянную раму, устанавливают на ней бамбуковое сито (напоминающее бамбуковые жалюзи) и, погружая эту конструкцию в ванну с целлюлозной взвесью, поднимают на свет тонкий слой, осевший на бамбуковых рейках. Работать на данном этапе необходимо максимально слаженно и внимательно: лист должен получиться тонкий, но крепкий, равномерной толщины и без дыр – для этого погружать раму надо не слишком глубоко, доставать не слишком быстро, но и не зазеваться во избежание скатывания в комочки.
    Снятие готового листа
    Снятие готового листа

  6. Выуженные листы складываются стопкой – и хоть лишняя вода стекла, они еще совсем сырые, поэтому практически слипаются друг с другом, чудом не превращаясь снова в единый монолит древесной и растительной трухи. Удивительно, как даже под прессом – а им стопки в итоге накрывают, чтобы отжать последние капли воды – листы не прирастают друг к другу.
    Отжатие
    Отжатие

  7. Чтобы отделить один лист от другого, помогает волшебный наперсток с металлическим «ногтем». Им пользуется мастер на следующем этапе – этапе просушки. Листы по одному снимаются со стопки и прикладываются к большой вертикальной каменной печи, проглаживаются на ней и таким образом окончательно высыхают. Донести еще сырой лист высотой 160 см и аккуратно прогладить его щеткой, не порвав и не заломив – очередной тонкий процесс этого труда.
    Просушка на печи
    Просушка на печи

  8. Стопки высушенных, разглаженных листов поступают в последнюю комнату, где их пересчитывают и подравнивают с помощью больших ножниц. По сто листов укладываются и оборачиваются в фирменную бумагу фабрики. Теперь они готовы отправиться в магазины художественных товаров и превратиться в шедевры китайской живописи.
    Финальная порезка
    Финальная порезка

 

О названии «сюань»

Название бумаги – сюань – пошло от названия местности, где ее начали производить и производят до сих пор. Округ Цзин в провинции Аньхой, находился под юрисдикцией префектуры Сюань (Сюаньчжоу), что и дало название бумаге. В этой местности много чистых рек и часто идут дожди – именно благодаря этому здесь и возникло это искусство.

Фабрика
Фабрика

О бамбуковых сито

Если вы имели опыт общения с бумагой сюань, то наверняка замечали, что рисунок «сеточка» от бамбуковых реек, на которых будущий лист поднимают из воды, остается на нем навсегда. Конечно мастера всегда искали возможность создать разнообразные переплетения, которые могли бы и усовершенствовать качество бумаги и в декоративных целях – украсить листы необычным рисунком. К сожалению, само производство бамбуковых реек – процесс, требующий высокой квалификации. Честно говоря, сейчас в Китае осталось считанное количество людей, сохраняющих традиции и секреты этого мастерства.

Бамбуковое сито

 

Автор: Оля Обухова

Все фотоматериалы являются собственностью автора

2018-08-08T10:40:11+00:00 06.08.2018|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий