Главная : Статьи : Обзор трактата "Слово о живописи из Cада c горчичное зерно". Часть 1.

Обзор трактата "Слово о живописи из Cада c горчичное зерно". Часть 1.

"Слово о живописи из Сада с горчичное зерно" - это китайский трактат о теории искусства, сокровищница мудрости и опыта великих мастеров китайской живописи. Клуб "Две империи" подготовил для вас обзор некоторых фрагментов трактата. При этом мы рекомендуем ознакомиться с этим замечательным текстом полностью.

! Внимание новинка!
В нашем магазине появилась книга-трактат "Слово о живописи из сада с горчичное зернышко"


Слово о живописи из сада Горчичное ЗерноТрактат был задуман в мастерской, располагавшейся в загородном доме к югу от Нанкина, в 1676 году. Мастерская носила название "Цзецзыюань", что можно перевести, как "Сад с горчичное зерно".

Ведущая роль в создании книги принадлежит поэту, художнику и каллиграфу Ван Гаю. Вместе со своим другом Шэнь Синь-ю в течение трех лет он подготовил первую часть трактата и в качестве иллюстраций к нему разместил репродукции сорока свитков пейзажей разных эпох. Таким образом, на свет появился первый раздел книги под названием "Слова о живописи".

К работе над второй и третьей частью книги Ван Гай привлек ханчжоуского мастера Чжу Си-аня, подготовившего изображения бамбука и орхидей, и нанкинского художника Ван Юнь-аня, который представил образцы для живописи дикой сливы, трав, цветов и насекомых. А так же авторитетных мастеров того времени Ван Ши и Ван Ни.

Трактат создавался на протяжении 13 лет.

Четвертая "портретная" часть была утеряна. Много позже издатели заменили ее сочинениями прославленного портретиста Дин Гао и снабдили гравюрами художника Шаньгуан Чжоу.

Клуб "Две империи" считает, что "Слово о живописи из сада Горчичное Зерно" является не только документом и памятником эпохи, но и дошедшим до нас потоком живого опыта величайших живописцев прошлого.

Это замечательный текст нисколько не утратил своей актуальности. Он может быть использован здесь и сейчас не только как методическое пособие не только для рисования, но и для достижения внутреннего равновесия.

Наставления в искусстве живописи из павильона Цинцзай:

Слово о живописи из сада Горчичное Зерно1. ...

Некоторые называют живопись легкой, другие говорят о трудностях. 
Нет только трудностей, но и легкости тоже нет.
Одни ценят законы [живописи], другие ценят свободу от них.
Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. 
Итак, сначала со всей строгостью постигни правила и нормы
И лишь потом вознесешься душой - шэнь к различным превращениям. Постижение сути законов ведет к освобождению от них.

2. 
Шесть законов
Во времена Южной Ци мастер Се Хе говорил:
"Одухотворенный ритм живого движения,
структурный метод пользования кистью,
соответствие формы реальным вещам,
следование красок роду предмета,
пропорциональное расположение вещей,
подражание и копирование [старинной живописи]".
"Структурный метод пользования кистью" и вообще последние пять законов можно постичь. "Одухотворенный ритм живого движения" присущ [художнику] от рождения.

3. 
Шесть свойств, шесть достоинств 
Сунский художник Лю Дао-чунь говорил:
"Одухотворенная и гармоничная сила - первое свойство.
Очертания и формы должны быть отстоявшимися, традиционными - второе.
Изменчивость и неповторимость, созвучные сути [вещей], - третье.
Мерцание размывов цвета - четвертое.
Движения [кистью] - непроизвольные, естественные - пятое.
В подражании и обучении отбрасывай слабости [учителей] - шестое.
В грубости и жесткости прояви мастерство кисти - первое качество.
В неловкости, неумелости выяви талант - второе.
В тонком и изящном обнаружь силу - третье.
В необузданном, странном обнажи рациональное начало - четвертое.
И без туши выяви оттенки - пятое.
А в плоскости свитка передай глубину - шестое".

4. 
Три порока
Сунский мастер Го Жо-сюй говорил:
"Все три порока связаны с пользованием кистью.
Первый называется бань - [словно] доска.
Бань - это слабость запястья, вялость кисти.
[Художник] ничего не отнимает и не прибавляет [к объекту].
Слабый и плоский облик предметов - нельзя создать полное, цельное.
Второй называется кэ - резиной.
Кэ - это неуверенность в движениях кистью, разум с рукой не в ладу. 
[Если в этот момент] приступить к рисунку, он [будет] неуклюжим, возникает угловатость [линии].
Третий называется цзе - узловатый. 
Цзе возникает, когда хочешь двигать кистью, а она не движется, рассеиваешь [тушь], а она не рассеивается, будто что-то мешает,
И нет возможности ей литься свободно и спокойно".

Обзор трактата "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно"5.
Двенадцать запретов
Юаньский мастер Жао Цзы-жань говорил:
"Первый запрет - нагромождение частей.
Второй - не отличишь близкое от далекого.
Третий - горы лишены духа, в них нет артерий.
Четвертый - у потока нет источника.
Пятый - в пейзаже нет разнообразия.
Шестой - у дороги нет начала и конца.
Седьмой - у камня лишь одна сторона.
Восьмой - у деревьев меньше четырех ветвей.
Девятый - люди и предметы искажены, искривлены.
Десятый - башни, дворцы расположены в беспорядке.
Одиннадцатый - облака водянистые, слабые, в них нет насыщенности.
Двенадцатый - нарушены нормы и правила колорита".

6.

Три категории
Ся Вэнь-янь говорил:
"Одухотворенный ритм движений жизни" исходит из деяний Неба.
Обладающие им произведения, секреты искусства, коих недоступны наблюдателю, называют божественными - шэнь-пинь.
Кисть и тушь создают невиданное, размывы и цветочные пятна нанесены как должно, идеи и устремления воплощены сполна,
Такие [произведения] называют блестящими - мяопинь.
[Произведения], в которых достигнуто сходство по форме, не нарушены нормы и правила, называют мастерскими - непинь.

В дальнейшем клуб "Две империи" вернется к обзору это блистательного трактата, где поэтический слог соседствует с точностью формулировок и вневременная мудрость неразрывно связана с азами мастерства.

Обзор трактата "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно". Часть 2 >>
Обзор трактата "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно". Часть 3 >>


< к списку статей

телефон и e-mail КЛУБА:

8 903 774-67-01

info@dveimperii.ru

телефон МАГАЗИНА:

Москва: 8 910 471-93-71
РФ: 8 800 707-67-75

Новинки и спецпредложения:

Перейти в магазин →
телефон и e-mail КЛУБА:

8 (903) 774-67-01

info@dveimperii.ru

телефон МАГАЗИНА:

8 (910) 471-93-71