//О «триединстве» китайской живописи, каллиграфии и поэзии.

О «триединстве» китайской живописи, каллиграфии и поэзии.

 

Лотос отцвёл, и уже не поднять, зонтик ему от дождя;
Стала красу хризантема терять, в гордости иней терпя…
Но всё же лучшее время садов, Вы согласиться должны,
Это, когда грузом спелых плодов ветви отягощены!
Су Ши

 

В стихах должна быть образность живописи, а в живописи присутствовать поэзия

 
Обязательными атрибутами картин китайских художников являются — данное автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать, удостоверяющая личность автора. Китайская письменность относится к категории идеографических письмен, на ранней стадии развития каждый иероглиф представлял собой крохотный рисунок, воспроизводивший обозначаемый предмет. Кроме того, сам способ письма тушью с помощью кисточки открывает широкий простор для творческой фантазии. Поэтому с глубокой древности китайцы рассматривали каллиграфию в тесной связи с живописью, считая, что у обоих видов творчества имеется общий источник.

Китайские художники (это прежде всего относится к художникам-интеллектуалам) вполне естественно вносили в свои картины элементы каллиграфии. Они сопровождали картину стихотворной надписью, выполненной в каллиграфическом стиле, в которой выражали свой душевный настрой либо свое отношение к предмету изображения.

Кроме того, согласно китайской традиции автор картины ставил внизу картины свою печать (непременно красного цвета). Сила выразительности линий и уровень каллиграфического мастерства считаются важным критерием при оценке достоинств картины.

Печать № 82 Ча Дао (Путь Чая)

Китайская живопись требует разносторонней подготовки художника. Приступая к рисованию, художник, как правило, уже обдумал стихотворное сопровождение, которое он надпишет на картине каллиграфический стиль, каким он напишет это сопровождение, и место, где лучше всего поставить печать. Стихотворная надпись призвана как бы дополнить образное содержание картины, сделать все произведение гармоничным. Красный цвет печати, контрастируя с черно-белым или цветным фоном картины, придает картине особый нюанс, делает ее законченной.

В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати).Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах «пустых», незаполненных участков полотна. Эти пустые участки могут маскироваться под видом белесого облака, окутавшего гору, или туман над водной гладью, или отблеск солнечного или лунного света, а могут быть просто пустым местом. Такие пустые участки — важный композиционный элемент китайских картин.

Если исходить из того, что художник задался целью выразить в образах некий поэтический или философский смысл, то «пустоты» призваны играть символическую роль, намекая на невозможность имеющимися средствами исчерпывающе и до конца выразить замысел художника и оставляя простор для фантазии зрителя. Выдающийся древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036 -1101) выступал за то, чтобы «в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия». Этот девиз очень хорошо выразил идею органического единства поэзии и живописи, достичь которого стремились поколения китайских художников.

2017-09-15T10:56:55+00:00 01.03.2016|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий