//Храм неба

Храм неба

Храм Неба – одна из визитных карточек Пекина, и, пожалуй, самая экзотичная из них.

Весь комплекс был построен в 15 веке при императоре Чжу Ди династии Мин, также ответственном за постройку Запретного города и даосского храмового комплекса в горах Уданшань. Что любопытно, собственно Храмом Неба является не это круглое трехъярусное здание, изображенное на всех открытках. Правильнее будет называть его Залом «Жатвенной молитвы» Циняньдянь.

Непосредственно «Алтарем Неба» Юаньцютань является круглая мраморная платформа, отстоящая от Зала «Жатвенной молитвы» на несколько сот метров. Поистине гениальна задумка создателей этого религиозного сооружения: чтобы Небу было легче услышать молитвы взывающих, не стоит преграждать путь молитве крышей.

Храм неба

Кстати о крыше…

Использование глазурованной черепицы для различных по рангу сооружений имело строгий регламент.

Черепица, покрытая желтой глазурью, использовалась для императорских дворцовых палат, погребальных комплексов и храмов предков. Примером тому служат Запретный город и могилы Минских императоров Шисанлин. Зеленая глазурованная черепица использовалась для княжеских дворов. Голубая глазурованная черепица предназначалась для сооружений жертвенников. Черная и фиолетовая черепица в большинстве своем применялась для беседок и террас, теремов и павильонов в императорских садах.

Храм неба

Зал «Жатвенной молитвы» Циняньдань имеет многокарнизную кровлю конусообразного типа. Первоначально он назывался «Большим молитвенным залом», имел прямоугольную форму основания, и использовался для молитв совместно и Небу (символ Неба – круг), и Земле (символ Земли – квадрат). В годы правления императора Чжу Хоуцуна (16 в.) он был перестроен в круглый зал с трехкарнизной кровлей, верхний карниз был покрыт голубой глазурованной черепицей, средний – желтой, а нижний – зеленой, что было аллегорией Земли, Неба и всего сущего. В настоящее время вся черепица на «Зале Жатвенной молитвы» – голубая. Этот цвет не может передать фотография.

Голубая черепица

Голубая черепица
Кое-где иерархия все-таки сохранилась.

При том же императоре Чжу Хоуцуне Храм Неба собственно и стал Храмом Неба, а в дополнение к нему в Пекине появились Храмы Земли (на севере), Солнца (на востоке) и Луны (на западе).

Храм был оккупирован во время Второй Опиумной войны. В 1900 году во время Боксерского восстания Альянс восьми держав на целый год превратил его во временный командный центр. Оккупация нанесла серьезный ущерб строительному комплексу и саду. С падением Цин храм остался без управления. Это привело к краху нескольких залов в последующие годы.

В 1914 году Юань Шикай, в то время президент Китайской Республики, в рамках попытки провозгласить себя императором Китая исполнил в храме церемонию по обычаю эпохи Мин. В 1918 году храм превратился в парк и впервые был открыт для публики.

Камень «Тройного эха» Саньинши и «Стена эха» Хуэйинби

Эта часть храма, где находится Зал «Небесного свода» Ханцюнъюй, взывает к интерактиву. Три каменных плиты расположены здесь перед основанием главного обрядового зала оси, идущей к воротам. Третья каменная плита расположена дальше всех, стоя на ней и издав звук в сторону главного зала, можно услышать троекратное эхо.

Зал Небесного свода

Прекрасной способностью отражать звуковые волны стена вокруг Зала «Небесного свода» обладает благодаря своей точной окружной кривизне. Звук может непрерывно отражаться вдоль внутренней поверхности стены и распространяться вперед. Если два человека будут стоять раздельно за западным и восточным боковыми залами и произносить фразы, обращаясь на север, то смогут свободно разговаривать друг с другом. Таким образом, звук может преодолевать сотню или две метров и оказываться на другом конце.

Зал Воздержания

Рядом с основной храмовой осью находится окруженный широким рвом «Зал Воздержания» Чжайгун. Здесь действующий император проводил некоторое время до совершения обрядов, соблюдая пост.

Парк

Территория храма не так велика, как территория парка, его окружающего.

Парк

В парк мы попадаем через рощу кипарисов, посаженных еще при династии Мин, а значит возраст их насчитывает уже несколько сотен лет. От времени они приобрели причудливый вид, но все так же источают непередаваемый свежий хвойный аромат, особенно в дождливый день.

Помимо того, что парке всегда можно найти прохладу, тщательно спроектированные ландшафты и разнообразно проводящих досуг китайцев (кто вышел попрактиковаться в музыке, кто – поиграть в йо-йо с друзьями…) парк интересен и рядом примечательных сооружений.

двойная беседка

двойная беседка

Например, это единственная сохранившаяся до сегодняшнего дня двойная беседка, сформированная двумя круглыми двухкарнизными половинами – «Парные круглые беседки» Шуанхуаньтин. Они были созданы в 1741 году при императоре Цяньлуне к празднованию пятидесятилетнего юбилея его матери. Любопытно, что построены они тогда были на территории, прилегающей к Запретному городу, и перенесены в парк Храма Неба лишь в 1975 году.

К беседкам примыкает длинный Павильон Долголетия, своей длиной призванный символизировать долголетие человека, который пройдет по нему.

Группа из семи камней «Семь звезд» выложена в форме созвездия Большой Медведицы, представляющего проекцию императора и его окружения на небе, а также являются метафорой семи пиков горы Тайшань, традиционно считавшейся местом обитания богов.

двойная беседка

Так, Храм Неба и прилегающий к нему парк – беспрецедентное соединение исторических, религиозных представлений с разнообразными развлекательными элементами. Здесь можно провести весь день, сначала осмотрев небольшую территорию храма (приготовьтесь приехать пораньше или осматривать достопримечательности в плотной толпе других туристов), а потом прогуливаясь вокруг храма по парку, заглядывая во все уголки, изучая занятия местных жителей и совершая собственные открытия.

2018-12-04T15:07:49+00:00 04.12.2018|Статьи|0 Комментариев

Оставить комментарий